Барток Бела

0
3017

Барток Бела (Надьсентмиклош, 25.3.1881 — Нью-Йорк, 26.9.1945). Музыкальное образование Бартока началось в раннем возрасте. Первые уроки фортепианной игры получил у матери, затем стал учеником Эркеля в Братиславе (1894—1899); завершил обучение в Будапеште (1899—1903), а в 1907 г. там же стал профессором. Замечательный пианист, Барток исполняет произведения Баха, Бетховена и в особенности Листа — романтика, оказавшего сильное влияние на его творчество. Музыка Бартока тесно связана с его национальным и общественно-политическим призванием. Жизнь композитора проходит под знаком грозящей его народу опасности, сопротивления тирании, а также изгнания со всеми присущими ему вплоть до нищеты лишениями. Все написанное Бартоком — своего рода свидетельство. Редко творчество в такой степени бывает проникнуто личной тревогой, как музыка Бартока — чуткое эхо волнений человеческой души. Творчество и жизнь Бартока переплетены неразрывно.

В 1905 г. происходит знакомство с З. Кодаем, переросшее в дружбу. В 1906 г. друзья отправляются в экспедицию по следам древней Венгрии. Именно тогда Барток открывает мир фольклора — венгерских, словацких, румынских, болгарских, сербскохорватских, турецких народных песен; записывает около 10 тысяч мелодий. Необузданная сила и вместе с тем поэтическая ясность фольклорных звучаний ощутимы во всем его творчестве, и речь идет не о подражании, но о возвращении к первоистокам. Шесть струнных квартетов наиболее ярко характеризуют экспрессивный стиль композитора. В I квартете (1908) широко используются возможности двенадцатиступенного хроматизма, во II — уменьшенной квинты. III и IV квартеты (1927 и 1928) — воплощение зрелого экспрессионизма, нашедшего выражение также в «Сонате» и «Первом концерте для фортепиано» (оба сочинения — 1926). В V квартете (1934), который иногда оценивают как наименее экспрессивный, автор возвращается, однако, к уменьшенной квинте. Что касается VI квартета (1939), то он свидетельствует об обретении композитором ясности духа.

Барток подчеркивал выразительность тембров, расширял возможности инструментов за счет редкой, необычной тембровой окраски. Агрессивные тембры он использовал уже в ранних сочинениях (например, в «Кошуте» 1903 г., где переплетаются влияние Штрауса и венгерского фольклора), а также в «Музыке для струнных, ударных и челесты», сочиненной в 1936 г. для Базельского камерного оркестра. Напряженная экспрессия проявляется с особой силой в «Концерте для оркестра» 1943 г., где собранные вместе инструменты как бы вступают между собой в борьбу, действуя в разных музыкальных пространствах и разрушая единство ансамбля.

В фортепианной музыке мысль композитора находит наиболее точное выражение — ведь пианистическая карьера составила важный этап его творческого пути. Среди множества фольклорных танцев следует отметить «Allegro barbaro» (1911): его неистовая сила предвосхищает еще более агрессивную по характеру «Сонату». «Третий фортепианный концерт» (1926) представляет собой вершину экспрессионизма Бартока.

Композитор пишет также музыку для сцены. Если «Деревянный принц» (1917) еще может быть назван пронизанной счастьем феерией, то в «Чудесном мандарине» иллюзия грезы отброшена. Балет, сочиненный в 1919 г. и поставленный в Кёльне в 1926 г., появится на венгерской сцене лишь в 1945 г. Музыка — напряженная, резкая, еще более чувственная, чем в «Весне священной» Стравинского, — отражает превращение героини, жертвы ожесточения сообщников, в хищницу. Иные аспекты экспрессионизма раскрывает опера «Замок герцога Синяя Борода», созданная в 1918 г.

В 1940 г. композитор уезжает из Венгрии, находящейся под властью Хорти, в США. Пытаясь заработать средства к существованию, он дает множество концертов, выступает с лекциями, однако ожидаемого успеха не имеет и в 1945 г. умирает в нищете.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ