Боччони Умберто (Реджо ди Калабрия, 19.10.1882 — Верона, 16.8.1916). С 1898 г. Боччони жил в Риме; сначала работал помощником художника-плакатиста, одновременно посещал Академию художеств, осваивая технику изображения обнаженной натуры. В 1900 г. познакомился с Северини, благодаря которому приобщился к опыту неоимпрессионизма во время их совместной работы в мастерской Баллы (с 1901 г.). В 1902 г. Боччони совершает первую поездку в Париж, в 1904 г. едет в Россию. С 1906 по 1908 г. живет в Падуе и Венеции, затем устраивается в Милане, найдя работу художника по рекламе и иллюстратора. В 1909 г. происходит его встреча с Маринетти, который вдохновляет Карра, Боччони и Руссоло на написание Манифеста живописи футуризма, опубликованного в 1910 г. В том же году в Венеции состоялась первая персональная выставка произведений Боччони.
В 1911 г. художник вновь посещает Париж, где Северини знакомит его с Пикассо, Браком и кругом кубистов. Боччони не удовлетворяется участием в коллективной деятельности футуристов; наиболее одаренный среди них, он был одним из лидеров группы и внес самый весомый вклад в теоретическую разработку ее задач и их осуществление. В частности, в 1912 г. он пишет Технический манифест футуристической скульптуры. Практические итоги его размышлений экспонировались в Париже в 1913 г. В 1915 г. Боччони поступает на военную службу. Стремясь представить в живописи «плоды нашей индустриальной эпохи», Боччони в 1909 г. изображает окраинные кварталы больших городов, где очевидны приметы промышленной деятельности. В 1910 г. он расширяет тематику, его картины отражают движение в соответствии с требованиями футуризма, согласно которым живопись должна представлять динамичные сюжеты, объекты в действии. Боччони разлагает цвет с помощью оптической призмы, придавая ему экспрессивные нюансы; дезинтеграция форм, с которой познакомил его кубизм, служит у него передаче вибрации силовых линий, выражающих те или иные эмоционально-аффективные состояния. В 1911 г., сводя предметы, тела и сюжеты к динамичным силовым линиям, Боччони близок к абстракции. Однако богатство пластического воображения, свойственное художнику и заставившее его, как уже упоминалось, обратиться к скульптуре, требовало конкретных мотивов. Смерть Боччони, который погиб в 1916 г., находясь в армии в результате падения с лошади, по существу, означала конец футуризма в живописи.