Для чего Леонардо да Винчи туман? Тайна Моны Лизы

0
1667
Мона Лиза Леонардо да Винчи

В 1503 году Леонардо да Винчи написал самую обаятельную и самую загадочную из своих картин — «Мону Лизу», портрет жены богатого флорентийца Франческо Джокондо. Ценителям больше понравилось называть её «Джокондой» — с тех пор так и повелось. По сю пору это, наверное, самая знаменитая из всех вообще живописных работ. «Джоконда» не даёт покоя все новым поколениям своих поклонников. Человеку, который видит её в подлиннике, не хочется от нее уходить, потому что, пока он смотрит на «Мону Лизу», на душе у него хорошо. Она написана так, что в какую бы сторону ни отошел от портрета зритель, ему кажется, что Джоконда провожает его взглядом. И чуть улыбается — именно ему. Стоит немного изменить освещение или оттенок при печати — и лицо её меняется. Поэтому на всех репродукциях «Джоконда» разная.

Тут явно что-то большее, нежели просто портрет жены богатого флорентийца, думают зрители, глядя на «Мону Лизу». Но что — не понимают. Поистине, Леонардо напустил туману в свое творение.
Но туман его — не мутная пелена, скрывающего очертания предметов, а легкая дымка. Знаменитый мастер не любил яркого света и резких теней, а любил освещение пасмурное или сумеречное, которое делает лица особенными. Поэтому он не проводил четких границ между светом и тенью, а делал их размытыми. Эта смягчающая контуры дымка, сфумато, которую он один умел писать, — высшее мастерство в игре художника со светом и тенью.

Дымкой подернут и пейзаж — далекие горы и река за спиной Джоконды. Леонардо да Винчи много занимался воздушной оптикой. Воздух, окутывающий все видимые человеком предметы, не вполне прозрачен; в нем содержатся частички влаги и пыли. Из-за этого предметы, удаляясь, не только уменьшаются в размере, но и изменяются в цвете: например, горы издали кажутся голубоватыми. Кроме того, то, что находится далеко от нас, теряет четкость очертаний. Короче говоря, геометрическую, или линейную перспективу — счастливое открытие XV века Леонардо да Винчи дополнил воздушной перспективой. И это изобретение дало всем последующим художникам возможность передавать на полотне необъятные дали, огромные воздушные пространства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ