Древняя история Киево-Печерской Лавры

0
817

Киев, мать городов русских. Русская государственность началась на живописных берегах Днепра и распространилась на обширные территории за тысячу с лишним лет. На этих же берегах началась история христианства Киевской Руси. Отсюда берет корни все русское православие.

Начало было положено князем Владимиром Великим в 988 г. по РХ именно в Киеве. Не смотря на сопротивление языческих жителей, в Киеве росли великолепные храмы и, со временем, Киев становился духовной колыбелью. В Киев стекались монахи из близлежащих западных земель. Одним из них был Антоний из Любеча, он пришел в Киев около 1051 г. Он занял пещеру Киевского митрополита Иллариона на правом берегу Днепра и вел отшельнический образ жизни.

Подвижничество Антония стало примером для многих мужчин. Вскоре количество монахов достигло двенадцати, и они устроили церковь. Антоний, раздосадованный излишним вниманием, поставил над иноками игумена Варлаама и удалился на новое место. Это место на соседнем холме стало основой для «ближних» пещер. А в «дальних» пещерах становилось тесно, и иноки построили церковь Успения Пресвятой Богородицы с множеством келий для братии. Но и в «ближней» пещере Антоний не обрел покоя. Братия прибывала, ставало тесно.

Антоний испросил у сына Ярослава Мудрого, князя Изяслава, разрешение пользоваться всем холмом. В 1062 г. такое разрешение было получено. На месте главного современного собора была построена церковь, а образовавшийся монастырь стал называться Печерским. Игуменом Печерского монастыря стал Феодосий. Иноки «дальних» и «ближних» пещер были объединены в одно целое.

Временная церковь была заменена на капитальную каменную церковь в период с 1073 по 1089 г.г. Стены нового храма расписали мастера фрески из Константинополя. Лавра расширялась и укреплялась за счет обильных пожертвований, которые приносили киевляне, смотря на ревностное благочестие иноков. Печерская лавра в Киеве стала местом работы летописца Нестора, автора «Повести временных лет».

Не обошли стороной обитель и военно-политические катаклизмы того времени. Начиная с 1096 г. монастырь неоднократно подвергался разорению со стороны половецких племен, турок и враждующих князей. Лавра восстанавливалась снова и снова, она стала альма-матер для более чем 20-ти епископов домонгольского периода.

Самое страшное опустошение Лавре принесло нашествие Батыя в 1240 г. Множество монахов было убито, множество пленено, некоторым удалось убежать. Запустение монастыря было долгим. В XIV веке монастырская жизнь восстановилась, но набеги монголо-татар продолжались. Так в 1300 и 1399 г. монастырь был разрушен практически до основания. Но снова и снова древне русская святыня обновлялась.

К концу XV столетия Лавра стала мощным духовным центром Киева. Обилие земель и доходов позволяли инокам широко заниматься благотворительностью для путников и заключенных. Каждую субботу иноки раздавали по тюрьмам целый воз хлеба. Великая церковь была капитально отремонтирована, а великолепные старинные фрески были обновлены.

В 1592 г. Печерская лавра стала подчиняться патриарху Константинополя напрямую и пользовалась всеми правами ставропигии. Это сохранило ее от посягательств иерархов принявших Брестскую унию 1598 г. Такое положение Лавры сохранялось до 1688 г., пока не была переподчинена Московской Патриархии. Киево-Печерская Лавра входила в новое время, богатое на разные события.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ