Эдшмид Казимир

0
884

Эдшмид Казимир (наст. имя и фам. Эдуард Шмид) (Дармштадт, 5.10.1890 — Вульпера, Швейцария, 31.8.1966). Изучал романские языки, после Первой мировой войны жил на литературные заработки. Большую часть времени жил в Дармштадте; предпринял ряд путешествий, которые описал в своих произведениях. Блестящий организатор, особенно в том, что касается собственной репутации. Сборник новелл «Шесть устьев» (Die sechs Miindungen, 1915) в дальнейшем стали считать первым образцом экспрессионистской прозы. На самом деле Эдшмид отнюдь не был первопроходцем экспрессионизма, однако именно он громогласно претендовал на это. Его рассказы, по сути своей, не более чем явление массовой культуры. Если они и не производят такого впечатления, то главным образом из-за неестественно вычурного языка. Еще раньше Эдшмид печатал некоторые из новелл в различных, вполне традиционных по ориентации журналах, и никто не называл их экспрессионистскими. Когда же речь зашла о публикации сборника, он переписал эти новеллы в весьма претенциозном стиле, насытив их надуманными образами и необычными сравнениями; так рассказы Эдшмида сразу сделались «образцовыми произведениями литературного экспрессионизма и, более того, первыми образцами этого стиля» (Иоахим Бенн). В качестве образца прозы Эдшмида Бенн цитирует начало новеллы «Смертельный май» (Der todliche Mai) из небольшого сборника «Неистовая жизнь» (Das rasende Leben, 1915):

«Когда настал конец недели и боль разрывала ему (художнику и офицеру) внутренности, так что он два часа подряд лежал, не двигался и кричал — ему удалось сильно удивить ту, которая выхаживала его, ибо крик постепенно перешел в молчание, а из его умиротворенного и сразу же принявшего кроткое выражение рта мало-помалу стали вырываться радостные восклицания, напоминавшие пузырьки всех цветов; они сложились в мелодию и стали походить на тирольское пение, которое целыми днями слышно летом в Швейцарии, — оно гуляет от горы к горе».

Отрывок этот сомнителен по грамматике, произвольным сравнениям и утрированному синтаксису. Пока Эдшмид был в моде, он продолжал делать ставку на экспрессионизм и писал рассказы: «Тимур» (Timur, 1916), «Женщины» (Frauen, 1922); критические очерки: «Об экспрессионизме в литературе и новая поэзия» (Uber den Expressionismus in der Literatur und die neue Dichtung, 1919), «Двуглавая нимфа» (Die doppelkopfige Nymphe, 1920); наконец, роман «Агатовые пули» (Die achatnen Kugeln, 1920). В дальнейшем он вернулся на исходные позиции, к традиционному стилю, и стал писать книги о путешествиях, биографии, романы. В 1941 г. ему было запрещено заниматься писательской деятельностью. После войны Эдшмид, достигший самого что ни на есть высокого положения в Пен-клубе и Немецкой академии языка и поэзии, сумел опубликовать свои экспрессионистские новеллы и представить их как явление первого порядка.

При поддержке «Журнал Финанс» weeqoney.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ