Две тяжелые войны ХХ века ушли в историю. Европа оправлялась после ужасов и разрушений. Не миновала сия чаша и американцев. В США шли свои процессы, вызванные окончанием Великой депрессии. В новизне нуждалась и культура. Но новое в культуре нельзя навязывать сверху, культура развивается из народной глубинки.
Тяга к экспериментам в музыке заставила белокожее население США обратиться к ритмам и мотивам афроамериканцев. Благо, уже был положительный опыт в 1920-1930-х г.г. с джазом.
В конце 1940-х, в начале 1950-х г.г., популярными были несколько направлений – кантри, ритм-н-блюз, госпел и буги-вуги. Комбинации популярных жанров традиционного белокожего кантри и чернокожего ритм-н-блюза сформировали новое направление американской популярной музыки – рокабилли.
Для исполнения рокабилли использовали электрогитару, контрабас, саксофон, ударные инструменты и иногда фортепьяно. Ритм мелодий постепенно вошел в 4/4 и остался таким на долго. Первое употребление слова рок-н-ролл произошло в 1949 г. в знаменитой песне Вайнони Харриса «All She Wants to Do is Rock». Но пока, это был лишь единичный случай применения слова.
До введения термина, определяющего новое направление музыки, нужно было время и усилия для его популяризации. Этим занялся Алан Фрид из Кливленда, штат Огайо. Ему, энергичному ди-джею, удалось сломить сопротивление консерваторов и «выпустить» музыку, которую одинаково хорошо исполняли как афроамериканцы, так и их белокожие сограждане. Сей факт сыграл огромную объединяющую роль в преодолении расовой дискриминации, характерной для 1950-х г.г.
Сейчас никто не знает, какой из песен присвоить первенство в рок-н-ролле. Называют песни Айка Тёрнера, Фэтса Домино, Билла Хэйли или Элвиса Престли. Но что можно сказать с уверенность, так это дата утверждения рок-н-ролла как стиля. 12 апреля 1954 г. Билл Хэйли записал две знаменитые песни: «Rock Around the Clock» и «Shake, Rattle and Roll». Эти композиции перевели рок-н-ролл из экспериментальной области в область постоянную.
Композиции Хэйли сформировали классическое звучание рок-н-ролла. Не остался в стороне и легендарный Элвис Пресли, которого с 1956 г., по сей день, называют «королем рок-н-ролла». Таким он и останется в памяти поклонников. Влияние Пресли было настолько впечатляющим, что рок-н-ролл привлек внимание акул шоу-бизнеса США.
Крупные лейблы, компании звукозаписи и киностудии заваливали соблазнительными предложениями начинающих музыкантов рок-н-ролла. Такой ажиотажный спрос помог рок-н-роллу утвердиться и вырастил новых звезд жанра. Музыкальная индустрия США продавала пластинки Лика Рея, Бадди Холли, Эдди Кокрана, Карла Перкинса и Джерри ли Льюиса миллионными тиражами.
Кратковременный спад популярности на рубеже 1950-1960-х г.г., вызванный объективными причинами, прекратился с восхождением на орбиту рок-н-ролла британской группы «The Beatles». Но, они же и положили конец бешеной популярности рок-н-ролла. Их перепевки известных композиций и влияние новых идей привели к рождению нового общего термина «рок».
Попытки возрождения рок-н-ролла в его первоначальной версии предпринимались англичанами и нидерландцами в 1970-1980-х г.г. Но они не увенчались успехом в смысле достижения начальной цели. В результате их попыток возникло нео-рокабилли. Эту музыку смогли легально исполнять в СССР лишь в середине 1980-х г.г. Появились ВИА «Поющие гитары», «Рок отель», «Браво», «Архив», «Мистер Твистер» и «Тихий час».