Как автомобиль подружился с аэродинамикой?

0
1250

Первые автомобили имели устрашающий вид. Со смещением акцентов в сторону удобства пассажиров и экономии горючего, автостроители обратились к науке. Аэродинамика откликнулась на призывы автомобилестроения. Конечно, конструкторы обратили внимание на существующие клише, которые применялись для корпусов летательных аппаратов.

Целые серии автомобилей были безнадежно изуродованы слепым копированием цилиндрических форм. Пассажиры были загнаны в жестокие рамки тесноты. Проблемы с багажными отделениями и устойчивости, особенности автомобиля как средства передвижения по земле, неровные дороги – все это вносило свои коррективы. Конструкторы были вынуждены признать, что сила трения и непосредственный контакт автомобиля с землей, не имеют ничего общего с летательными аппаратами и суднами. Нужна иная концепция, специфический подход к автомобильной аэродинамике.

Сигарообразные болиды стали уделом реактивных автомобилей, которые и пригодны только к езде по ровным трассам на огромных скоростях. Такое автомобилестроение не имеет ничего общего с широким потребителем. Автолюбителю нужна не только скорость, но и удобства в сочетании с практичностью. Немаловажной составляющей диктуемых требований к автомобилю была и остается безопасность.

Опыт первых аэродинамических экспериментов не прошел даром. При проектировании новых моделей кузова используются элементы авиационной аэродинамики постольку, поскольку они служат компоновке деталей кузова.

В ходе исследований, проводимых многие годы, конструкторы заметили ряд особенностей, которые не только влияют на трудоемкость управления автомобилем, но и на его безопасность. Такой важной особенностью является эффект парусности.

При большом сопротивлении боковой плоскости автомобиля боковому ветру, парусность способна причинить немало неприятностей водителю. Постоянная корректировка курса при рысканьи изнуряет водителя и таит немалую угрозу. При утомлении снижается уровень реакции и рассеивается внимание.

К 1970-м годам, когда увеличились скорости, возникли еще и дополнительные требования, которые нельзя было не учесть при компоновке кузовов. К таким требованиям относились снижение шума, улучшение вентиляции и охлаждения двигателя. Немаловажным стало уменьшение потока грязи сзади движущегося автомобиля. С увеличением количества автомобилей на дорогах, остро встал вопрос их компактности.

Совокупность былых и современных требований к кузову автомобиля наложило свой отпечаток на современное
проектирование кузовов типа хэтчбек. Они имеют низкую парусность, они легкие и короткие, они постепенно поднимаются выше от земли. Только благодаря напряженной работе аэродинамиков удается соблюдать некое равновесие аэродинамических требований и вызова потребительского общества.

Автомобилестроение крепко сплелось с аэродинамикой и не собирается ослабевать объятия. Нас ждет еще много оригинальных решений как ответ меняющимся реалиям автомобильного рынка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ