Христианам в Андалусе жилось вольготно почти всегда. Они строили церкви с колокольнями выше мечетей, отправляли службы, отмечали все христианские праздники. Никто не мешал священникам носить положенные им по сану одежды, а похоронным процессиям -проходить по главным улицам городов. Хотя Коран запрещает изображать людей и животных, в христианских храмах висели иконы, а христианские художники рисовали, что хотели, и даже самих мавров. В городах христиане объединялись в общины, выбирали себе главу -дефенсора (защитника) и других чиновников, в том числе сборщика подати. Судили христиан за преступления внутри общин, и не по шариату, а по старому готскому своду законов, Единственное, во что вмешивался халиф, — это назначение епископов Кордовы и Толедо. Он одобрял одного из выбранных христианами кандидатов. Очень редко халиф пользовался правом смещать священнослужителя. Как правило, это случалось, если христиане начинали вести себя непочтительно по отношению к мусульманам. В Андалусе мавры и христиане свободно вступали в браки между собой, и не только простые люди, но даже и правители. Так, один из сыновей завоевателя Испании Мусы ибн Нусайра взял в жены Эгилону, вдову короля Родериха, халиф Абдаррахман III был правнуком христианской принцессы, а Альфонс VI Кастильский, тот, что захватил Толедо, женился на дочери эмира.
Большинство христиан Андалуса были страстными поклонниками арабской культуры. За это их и называли мосарабами (обарабившимися). Они говорили и одевались по-арабски, давали своим детям арабские имена.
Только с приходом суровых альморавидов, в конце XI в., положение христиан ухудшилось: новая династия их не жаловала. Но добрососедские отношения между простыми маврами и христианами существовали до самого завершения Реконкисты в конце XV в.