Леонардо да Винчи против Микеланджело Буонаротти

0
5464
Леонардо да Винчи против Микеланджело Буонаротти

Живопись или скульптура?
Два гения, две «эмблемы» эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело (третьим был Рафаэль) относились друг к другу неприязненно. И не потому, что Леонардо был высокий голубоглазый блондин, а Микеланджело — среднего роста брюнет с глубоко посаженными маленькими глазами, сломанным носом и тяжёлым характером. Когда они познакомились, Леонардо, который был намного старше, походил уже на свой «Автопортрет». Дело серьезнее: великие художники имели разные взгляды на искусство.

Оба они были живописцами, скульпторами и архитекторами одновременно, оба к тому же писали стихи (поэзия Леонардо не дошла до нас: он обычно импровизировал, аккомпанируя себе на лире, которую сам же смастерил). Но Леонардо доказывал, что из всех искусств важнейшим является живопись, а Микеланджело настаивал на превосходстве скульптуры. Скульптору, считал Леонардо, ни к чему думать о том, как падает на фигуру свет, заботиться о передаче цвета и о воздушной перспективе. Скульптура сама по себе телесна,, осязаема — где ж тут заслуга мастера? А живопись заставляет неосязаемые вещи казаться осязаемыми, близкими — удалёнными, плоские — рельефными. Поэтому у живописца больше поводов напрягать ум и шире поле для изобретений.

А Микеланджело и в живописи был скульптором; он говорил так: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». А рельеф — не что иное, как разновидность скульптуры: выпуклое изображение на плоской поверхности. С неохотой согласившись на предложение папы римского Блия II расписать потолок Сикстинской капеллы в Ватикане, Микеланджело изобразил на нем персонажей из Библии так, что они кажутся вылепленными, а не нарисованными. Ваятель не мог позабыть о скульптуре, даже сочиняя стихи даме, которую любил:

«Для мастера не может быть решенья
Вне мрамора, где кроется оно,
Пока в скульптуру не воплощено
Рукой, послушной воле вдохновенья.
Так для меня надежды и сомненья —
Все, Госпожа, в тебе заключено…»

Этот спор вышел за рамки отношений двух знаменитостей и приобрел общеитальянский размах. В 1540 году писатель, историк и знаток искусства Бенедетто Варки обратился к известным итальянским художникам все с тем же вопросом: что выше — живопись или скульптура?

Хотя ломать копья по такому поводу кажется сейчас странным, вышло так, что Возрождение в Италии началось именно со скульптуры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ