Строительство Руси

0
502

Изразцы на крыше.
XIV век. Русь еще лежит в развалинах после монголо-татарского нашествия. Но медленно, постепенно начинается возрождение — не красивое и прославленное европейское Возрождение Рафаэля и Леонардо, а тяжелое, иногда кровавое возрождение разрушенной и поруганной Русской земли. Такого размаха строительства Русь доселе не знала. Надо было строить много и быстро — столько городов разрушено, столько домов ежегодно продолжает гибнуть от набегов и пожаров. Начинают строить из кирпича — использовать тесаный камень эффектно и прочно, но медленно, а надо торопиться. И нужно строить красиво, чтобы душа русского человека радовалась и верила, что жизнь продолжается, что победа не за горами. Именно тогда при строительстве стали использовать глиняные плитки с рельефным узором, повторявшим белокаменную резьбу. Такие рельефные терракотовые плитки («терракота» — по-гречески «глина») украсили Духовскую церковь в Троице-Сергиевой лавре, позднее — княжеские палаты в Угличе, соборы в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях.

Но это еще не настоящий изразец. Первый изразец, покрытый зеленой поливой («муравленый», потому что зеленый цвет был цветом травы-муравы), археологи нашли в Пскове, и датирован он примерно XVI веком. Новинка быстро добралась до Московского княжества, но применялся изразец сначала для облицовки печей и только потом «вылез» на фасады и крыши зданий.

А почему дома украшали изразцами? Проще и дешевле разрисовать стены узорами. Да, проще, но гораздо менее прочно. Интересно, что в старые времена, когда дом в любой момент мог сгореть или быть разрушен во время войны, строили все равно так, чтобы он мог простоять века.

И в этом смысле изразцы были как нельзя более кстати. Они не портятся от непогоды, они долговечны. Самым прославленным зданием, украшенным изразцами, конечно, является собор Василия Бла-1561 годы. На центральном шатре зодчие Барма и Постник поместили многогранные звезды, квадраты и ромбы изразцов, покрытых стекловидной полупрозрачной поливой зеленого, желтого, оранжевого и коричневого цветов. В нижней части барабана и сейчас красуются яркие ромбы изразцов. С ними связана одна загадка. Такого изразцового буйства до строительства этого собора на Руси не было, и после царствования Ивана Грозного цветные изразцы тоже почти полностью исчезают на несколько десятков лет. Почему? Может, эту красоту делал какой-то иноземный мастер, а потом уехал и увез секрет с собой? Сомнительно, очень уж русские узоры на изразцах, в Крыму и Средней Азии — центрах производства изразцов — следов подобной керамики не обнаружено. Скорее всего, разгадка совсем иная. Годы «исчезновения изразцов» — не мирное благополучие, это Смутное время, польское нашествие. Не до разноцветных построек было, страна пыталась выжить. Зато после победы строительство начинается снова. Засияли драгоценными гранями глиняные плитки. Церкви Богоявления, Иоанна Предтечи, ансамбль «Коровники» в Ярославле, церковь Троицы в Никитниках, церковь Григория Неокесарийского и Крутицкий терем в Москве, Андреевский монастырь, церкви Тутаева, Мурома, Ростова, Дмитрова… Всего не перечислить.

Прошли века. Вместо печей теперь центральное отопление, поэтому цветные изразцы для облицовки печей вышли из употребления. А для украшения фасадов зданий они используются и в новое время. Одним из прославленных домов, украшенных керамическими панно — современными формами изразца, — является гостиница «Метрополь» {1905 год). На ее фронтоне — керамическое панно Врубеля «Принцесса Грёза», панно «Жажда», «Поклонение природе», «Жизнь», «Полдень» и другие выполнены А. Головиным. В конце XIX века изразцовый фриз украсил памятник русским и болгарским воинам, погибшим на Шипке в боях за освобождение Болгарии. И в наше время для внутренней и внешней облицовки дома популярны разнообразные плитки — кафель, метлахская плитка и другие, которые являются наследниками старых изразцов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ