Вокруг экспрессионизма

0
637

Принимая во внимание многообразие влияния экспрессионизма, в предыдущих разделах (изобразительное искусство, архитектура, литература, театр, кино, музыка) не представлялось возможным найти место для всех творческих деятелей, так или иначе связанных с этим направлением. Нам пришлось ограничиться главным, остановиться на именах тех, чья причастность к новаторскому движению в искусстве в 1910—1925 гг. очевидна. Однако и многие другие художники, деятели культуры осознанно или неосознанно соприкасались в своем творчестве с экспрессионизмом, публиковали в течение определенного времени свои сочинения или репродукции живописных работ в экспрессионистских журналах (как, например, Вальтер Беньямин, Франс Мазерель, Ганс Рихтер), совместно с экспрессионистами принимали участие в тех или иных акциях. В конечном счете экспрессионизм был доминантой целой эпохи, и формирование новых художественных течений начиная с 1919 г. было обусловлено реакцией на экспрессионизм: не учитывая этого, нельзя в достаточной мере глубоко понять ни Пискатора, ни Брехта, ни «новую объективность». Вот почему мы сочли необходимым дополнить книгу этим кратким биографическим справочником, который, не претендуя на полноту, призван способствовать более широкому охвату темы и по возможности стимулировать исследование творчества художников, лишь упомянутых в настоящей энциклопедии.

Адлер Пауль (1878—1946). Родился в Праге, с 1912 по 1933 г. жил в окрестностях Дрездена. Известен главным образом как автор экспрессионистской прозы, в частности двух романов: «Элохим» (1914) и «Тот самый» (1915). Умер под Прагой.

Айзольдт Гертруда (1870—1957). Знаменитая актриса театра Макса Рейнхардта, как и Рудольф Блюмнер, способствовала популяризации экспрессионизма, участвуя в поэтических вечерах. Манера ее игры в экспрессионистских пьесах, по оценке известного театрального критика Герберта Иеринга, весьма характерна.

Беньямин Вальтер (1892—1940). Получил известность не как экспрессионист, а как один из самых блестящих эссеистов и литературных критиков XX в. Более того, он был достаточно далек от программной деятельности экспрессионистов. Однако в 1913 и 1914 гг. он опубликовал под псевдонимом Ардор в журнале «Акцион» две статьи по проблемам молодежи, в которых отражен опыт экспрессионистского поколения в целом и его бунт против любых табу.

Бласс Эрнст (1890—1939). После изучения права в Берлине и Гейдельберге служил в банке. С 1924 г. сотрудничал с издательством Пауля Кассирера как редактор. Поэт, один из основателей (совместно с Куртом Хиллером) «Нового клуба» (1909). В 1914—1915 гг. издавал также ежемесячный журнал «Аргонавты».

Блох Эрнст (1885—1977). Философ, ныне признанный одним из значительных современных мыслителей. Жил в Тюбингене. Сотрудничал с журналами «активистов». Благодаря книге «Дух утопии» (1918) получил репутацию типичного представителя философии экспрессионизма.

Блюмнер Рудольф (1873—1945). Актер, друг Герварта Вальдена. Благодаря ему представители экспрессионистской поэзии стали известными в Берлине: он был поистине самым «экспрессивным» из чтецов, выступавших в кабаре и на поэтических вечерах, организованных журналом «Штурм». Прославленный декламатор, он также участвовал в театральной деятельности «Штурмбюне».

Бруст Альфред (1891—1934). Поэт, прозаик, автор театральных пьес. Мистический настрой его драм, высвобождение инстинктов и неистовство страстей в них типичны для экспрессионизма. Его пьеса «Вечный человек» была показана в муниципальном театре Хальберштадта в марте 1920 г. Две другие (не экспрессионистские) пьесы Бруста были поставлены Максом Рейнхардтом и Эрвином Пискатором.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ