Хиндемит Пауль

0
1999
Хиндемит Пауль

Хиндемит ПаульХиндемит Пауль (Ханау, близ Франкфурта-на-Майне, 16.11.1895 — Франкфурт-на-Майне, 28.12.1963). Несмотря на то, что Хиндемит стоит в оппозиции ко всем композиторам, которых мы называем экспрессионистами, его также включали в число экспрессионистов на основании не слишком убедительных критериев. Речь идет об отказе от программной музыки и апологии музыки чистой, абсолютной; о связи его творчества с экспрессионистским, революционным, антибуржуазным театром, где важная роль принадлежит Брехту и исповедуемой им идеологии. В 11 лет Хиндемит уходит от родителей, противящихся музыкальному призванию сына, и поступает во Франкфуртскую консерваторию. В двадцатилетнем возрасте он становится скрипачом-концертмейстером Франкфуртской оперы. В 1922 г. основывает квартет Амар-Хиндемит, в с 1923 г. гастролирует с ним по Германии и другим странам.

В эпоху театрального экспрессионизма (1920—1930) Хиндемит пишет музыку к пьесам, ниспровергающим систему ценностей буржуазной Германии («Убийца, надежда женщин» Кокошки, «Нуш-Нуши» Франца Блея, «Святая Сусанна» Августа Штрамма).

Три другие музыкальные драмы Хиндемита также содержат определенный призыв; таким образом, музыка выполняет экспрессивную функцию; заключает в себе личностное обращение композитора, символически выражающее позицию современного художника. Опера «Кардильяк» содержит синтез раннего спонтанного стиля композитора и его открытий в области старинного немецкого искусства, в частности творчества Баха и музыки барокко. На сцене воплощен образ художника, который в своем противостоянии обществу доходит до преступления. В опере «Художник Матис» (сегодня более известна ее версия в форме симфонии) вновь звучит крик — на этот раз полный экспрессии и потому более убедительный. Изображая и здесь борьбу творца с современным ему обществом, композитор прославляет искусство Грюневальда, мастера Изенхеймского алтаря. В третьей драме раскрывается конфликт между обществом и гением науки: «Гармония мира» рисует портрет астронома Кеплера.

Хиндемит не пожелал оставаться в Германии в условиях политического климата, сложившегося в стране после 1930 г., и эмигрировал в США.

Композитор использовал в своем музыкальном письме диссонансы — то спонтанные, то, напротив, утонченные, изысканные, с применением контрапункта, атональные и политональные аккорды, резкие тембры. В его творчестве различимы три манеры: ранняя — собственно экспрессионистская, непосредственно-интуитивная; зрелая, учитывающая опыт барокко, романтизма и все возможности современной техники; манера поздних произведений, где автор стремится отвергнуть все предыдущее, столь же современна, сколь и интеллектуальна.

Великий композитор, Хиндемит был также виртуозом игры на альте и теоретиком музыки; им написаны работы: «Введение в музыкальную фразу», «Упражнения для обучающихся гармонии», «И. С. Бах. Обязывающее наследие».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ