Представьте, что вы — пассажир автомобиля, едущего вверх-вниз по гористой дороге. В какой-то момент у вас может появиться ощущение, словно ваши уши наполняются невидимым веществом. Звуки могут слышаться приглушенно. И такое состояния продлится до тех пор, пока в ушах не защелкает. Тогда все звуки вокруг вас — чириканье птиц в лесу раздражающее хныканье вашего младшего брата внезапно станут четкими и громкими.
То же самое происходит и в самолете — ваши уши как будто закладывает. Шум реактивных двигателей приглушенный, доносится как бы издалека, голоса вокруг тихие. Затем внезапно у вас щелкает в ушах, и вот двигатели снова гудят громко, шум в самолете нарастает. Ваш слух вернулся к вам таким же загадочным образом, как и пропал.
Перед щелканьем в ушах их закладывает. Причина такого состояния заключается в том, что давление воздуха с обеих сторон барабанной перепонки разное, она не может нормально вибрировать.
Почему ушам не все равно, когда мы меняем высоту? Ответ прост: виновато давление воздуха. Уши очень чувствительны к перепадам давления, И это естественно, ведь они слышат благодаря тому, что реагируют на колеблющиеся волны в воздухе (звуковые волны), улавливая их барабанной перепонкой.
В ушах щелкает из-за резких перепадов давления. Представьте себе воздух, окружающий Землю, в виде одеяла из молекул газа. Чем ближе мы к поверхности земли, тем больший столб воздуха у нас над головой. Максимальный столб воздуха находится над нами, когда мы стоим на равнинной местности рядом с океаном (ученые называют это уровнем моря).
Но чем выше мы поднимаемся, тем меньше воздуха на нас давит. На высоте воздух становится все разреженнее, пока совсем не исчезает и не начинается космический вакуум. Вот почему давление воздуха на вершине горы или вокруг высоколетящего самолета меньше.
Хотя пассажирский самолет может лететь на высоте 10,5 км над землей, где воздух очень разреженный, давление в его салоне поддерживается на таком уровне, чтобы пассажиры могли легко дышать. Даже карабкаясь на гору, вы заметите, что давление у поверхности земли существенно отличается от давления на вершине высотой 1,5—2 км.
Это очень быстрый и резкий перепад для ваших ушей. Когда давление уменьшается, находящийся в среднем ухе воздух высвобождается и улетучивается. Часть воздуха перекочевывает в евстахиеву трубу — канал, соединяющий глотку с барабанное полостью. Это может вызвать щелчки.
Когда самолет начинает снижаться, давление снова возрастает. Воздух в среднем ухе опять резко сжимается и возвращается на свое место. В вашем ухе может даже создаться частичный вакуум — место, где воздуха нет вообще, поскольку кровь старается поглотить остатки газов.
Если у вас в ушах образовалось крошечное безвоздушное пространство, воздух по евстахиевой трубе должен заполнить это место. Но если труба забита слизью, например при простуде или аллергии, воздух не может пройти через нее. Вы слышали когда-нибудь фразу «природа не терпит пустоты»? Если воздух не поступает в ухо, оно может начать наполняться жидкостью. В результате возникает чувство заложенности уха, которое может длиться часами или даже несколько дней.
Вы будете плохо слышать, пока вода не уйдет. Если такое состояние продлится слишком долго это может травмировать барабанную перепонку. Вот почему врачи могут запретить вам летать, ее ли у вас постоянно заложен нос.
При временном же закладывании ушей в самолете или автомобиле можно попробовать следующее: сделайте сильное глотательное движение, хорошо зевните или пожуйте жвачку во время снижения самолета. Это поможет очистить евстахиевы трубы и выравнять давление.