Кто изобрел самолёт: история братьев Райт

0
757

Самолёт, как одно из самых значительных изобретений в истории человечества, открыл новую эру в транспорте и коммуникациях. Возможность летать на большие расстояния за короткое время навсегда изменила наш мир. История самолёта неразрывно связана с именами братьев Райт — Орвилла и Уилбура, которые первыми совершили управляемый полёт на летательном аппарате с двигателем, тяжелее воздуха. Однако их успех был результатом долгих лет исследований и экспериментов, а также трудов других пионеров в области авиации.

Ранние попытки создать летательные аппараты

  1. Мечта о полёте в древности:
    • Человечество всегда стремилось подняться в воздух, и это стремление отразилось в мифах и легендах. Древнегреческий миф о Дедале и Икаре — один из первых примеров. Однако реальная технология полётов начала развиваться только в XVII–XVIII веках.
  2. Воздушные шары и дирижабли:
    • Первые успешные полёты на аппаратах тяжелее воздуха начались с воздушных шаров. В 1783 году братья Монгольфье во Франции подняли в воздух первый пилотируемый воздушный шар, что стало началом эпохи воздухоплавания.
    • Позже были созданы дирижабли, которые использовали гелий или водород для полёта и могли управляться с помощью двигателя. Тем не менее, они были медленными и зависели от воздушных потоков.
  3. Работа над самолётами до братьев Райт:
    • В XIX веке изобретатели и учёные начали активно работать над созданием летательных аппаратов с жёсткой конструкцией, способных летать благодаря подъёмной силе, создаваемой крыльями. Одним из таких пионеров был Джордж Кейли, британский инженер, который в начале XIX века впервые описал основные принципы полёта и построил несколько успешных моделей планеров.
    • В конце XIX века немецкий инженер Отто Лилиенталь провёл сотни полётов на планерах, сделав значительный вклад в понимание аэродинамики. Он первым продемонстрировал, что крылья могут создавать достаточную подъёмную силу для поддержания полёта.

Братья Райт и их путь к успеху

  1. Начало интереса к полётам:
    • Орвилл и Уилбур Райт родились в семье священника в штате Огайо, США. С детства их привлекали механика и авиация. Вдохновлённые исследованиями Отто Лилиенталя, они начали самостоятельно изучать принципы полёта и аэродинамику.
    • Братья Райт были владельцами велосипедной мастерской, что дало им инженерные навыки, которые они позже применили при создании своих самолётов. Они начали эксперименты с планерами в 1899 году, строя небольшие модели и тестируя их на специальных аэродинамических станциях, чтобы лучше понять природу полёта.
  2. Аэродинамические исследования:
    • Братья разработали собственные теории управления летательными аппаратами и использовали аэродинамическую трубу, чтобы изучать влияние различных форм крыльев на подъёмную силу и сопротивление воздуха.
    • Их главной инновацией стало управление полётом. Они поняли, что для устойчивого полёта важно не только создать подъёмную силу, но и контролировать самолёт в воздухе. Для этого они разработали систему «скручивания крыльев», которая позволяла изменять угол атаки крыльев, управляя наклоном и поворотом самолёта.
  3. Создание двигателя:
    • Одной из самых сложных задач было создание надёжного и лёгкого двигателя. Братья Райт обратились к механикам, но в итоге решили разработать двигатель самостоятельно. Они создали бензиновый двигатель, который был достаточно лёгким, чтобы его можно было установить на самолёт.
    • Они также разработали двухлопастный винт, который преобразовывал мощность двигателя в тягу. В результате их самолёт имел всё необходимое для полёта: подъёмную силу, управление и тягу.
  4. Первый управляемый полёт:
    • После нескольких лет экспериментов, 17 декабря 1903 года, на песчаных дюнах у города Китти Хок, штат Северная Каролина, братья Райт совершили первый успешный полёт на самолёте с двигателем. Этот самолёт, названный Flyer, совершил четыре полёта в тот день. Первый полёт, управляемый Орвиллом Райтом, длился 12 секунд, и самолёт преодолел расстояние около 37 метров.
    • Самолёт имел деревянный каркас, обтянутый тканью, и размах крыльев 12 метров. Двигатель был мощностью 12 лошадиных сил. Хотя полёты были короткими, это были первые управляемые, устойчивые полёты самолёта с двигателем.

Особенности конструкции самолёта братьев Райт

  1. Крылья и система управления:
    • Одной из главных инноваций братьев Райт была система управления. Они использовали скручивание крыльев, что позволило самолёту маневрировать в воздухе. Это решение стало важным шагом в развитии управления самолётами, поскольку ранее планеры не могли эффективно управляться в воздухе.
  2. Пропеллер и двигатель:
    • Братья Райт разработали два пропеллера, которые вращались в противоположных направлениях. Они использовали свои знания из велосипедного производства, чтобы сделать их лёгкими и прочными. Пропеллеры были связаны с двигателем с помощью цепной передачи, аналогичной велосипедной.
    • Двигатель был четырёхцилиндровым и воздушного охлаждения, специально созданным для того, чтобы быть лёгким и мощным для самолёта.
  3. Шасси:
    • Flyer был оснащён шасси с полозьями, а не колёсами, что позволяло ему взлетать с рельсов, уложенных на земле. Полозья обеспечивали лёгкий взлёт и приземление на мягких песчаных поверхностях.

Влияние братьев Райт на развитие авиации

  1. Дальнейшие достижения:
    • После успешного полёта в 1903 году братья Райт продолжили совершенствовать свои самолёты. В 1905 году они представили Flyer III, который мог оставаться в воздухе более получаса и совершать управляемые полёты на несколько километров. Это был первый практически пригодный самолёт.
    • В 1908 году братья Райт продемонстрировали свой самолёт в Европе и США, и их разработки произвели фурор. Они начали продавать свои самолёты для военных нужд и помогли создать авиационную промышленность.
  2. Конкуренция с другими изобретателями:
    • В то время, когда братья Райт совершили свои первые полёты, другие инженеры и изобретатели по всему миру также работали над созданием самолётов. Например, бразильский инженер Альберто Сантос-Дюмон в 1906 году совершил успешный полёт на самолёте, который взлетел без использования рельсов, что сделало его полёт уникальным.
    • Несмотря на успехи конкурентов, братья Райт закрепились как пионеры в области авиации, так как их система управления самолётом была наиболее эффективной.
  3. Влияние на военное дело и коммерческую авиацию:
    • Вскоре после первых успешных полётов самолёты стали использоваться в военных целях. К началу Первой мировой войны авиация играла важную роль в разведке, бомбардировках и воздушных боях.
    • В мирное время самолёты стали использоваться для почтовых перевозок, а затем и для коммерческих пассажирских рейсов. В 1920-х и 1930-х годах авиация стала важной частью глобальной транспортной системы.

Заключение

Братья Райт — это символ настойчивости, изобретательности и научного подхода к решению сложных задач. Их первый самолёт, Flyer, открыл путь к современной авиации, и их вклад в развитие аэродинамики и авиационной техники невозможно переоценить. Благодаря их экспериментам с управлением, двигателями и аэродинамикой, человечество обрело возможность летать, что коренным образом изменило мир, ускорив коммуникации, путешествия и торговлю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ