Зачем самолету управляющие элементы?

0
487

Штурвал, рычаги и ручки, шеренги разноцветных кнопок и клавиш – непременные атрибуты самолетов сегодня. Управления самолетами совершенствуется. Каждая новая модель самолета усложняется технически, но стремится к облегчению труда пилота.

Что же будет нового в авиации в ближайшее время? Наступит ли перелом в традиционном понимании управления самолетом?
Конечно же, наука не стоит на месте и с успехом воплощает идеи, которые еще недавно казались фантастическими. Когда мы говорим о фантастике, на ум приходят сюжеты, в которых герои управляют техникой мыслью на расстоянии – от бытовых роботов до космических кораблей. Благодаря находчивости ученых, фантастические сюжеты становятся реальностью. Кто знает, может быть, ученые и черпают свои идеи из научной фантастики?

Похоже, что исследователи передовых технологических университетов Германии, в Мюнхене и в Берлине, так и поступают. Немецкие инженеры-технологи смогли сложить методы обработки электрических сигналов мозга в стройную систему, которая позволяет пилоту управлять машиной с помощью мысли. После проведенных учеными исследований и экспериментов, стала возможной демонстрация системы мысленного управления, которая вписалась в рамки европейского научного проекта «Брэйнфлай» (Brainflight).

Ученые продемонстрировали работу специального шлема для пилота самолета, в которую были встроены электроды электрического энцефалографа. Проблему отсеивания посторонних сигналов мозга, которые не касаются управления самолетом, удалось решить с помощью специального алгоритма, разработанного берлинскими программистами. Этот алгоритм преобразует отфильтрованные сигналы в команды для исполнительных агрегатов системы управления.

В демонстрации шлема участвовало семь пилотов с различным уровнем летной подготовки и опыта пилотирования. Испытание проходило на симуляторе для тренировок пилотов. Результаты демонстрации, после тщательной обработки данных, шокировали даже скептически настроенных участников эксперимента. Результаты тестирования показали, что точность мозговых команд намного превышает точность моторных функций человека. Исполнительные агрегаты, встроенные в симулятор, принимали прямые команды мозга пилота, минуя механические действия руками.

В итоге эксперимента выяснилось, что точность приземления самолета в экстремальных условиях удивительная. Это очень важный показатель, так как посадка самолета на аэродром – самая сложная часть пилотирования. Это знают даже новички без летного опыта. Все участники эксперимента выполнили минимум, который необходим для получения лицензии на управление самолетом.

Впереди еще много работы по модернизации системы. Впереди не одно испытание на реальных самолетах. Но одно совершенно понятно – фантастика не такая уж и фантастика. Будущее пилотирования претерпит кардинальные изменения, и надобность в управляющих элементах самолета отпадет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ