Как только наши первобытные предки стали более продолжительное время задерживаться на одном месте, они начали строить защитные сооружения от ветра и непогоды. Уже в раннем каменном веке они умели постоянно поддерживать в них огонь. Предполагают, что очаг вошел в быт человека 1,5 миллиона лет назад в Восточной Африке. Некоторые археологи считают, что решающий шаг в эволюции человека был сделан, когда люди стали собираться вместе у источника тепла, чтобы согреться. Так укреплялись связи между отдельными группами людей, что помогало им в борьбе за пропитание с более сильными и многочисленными конкурентами. Поддержание огня привело к новому «изобретению» — приготовлению горячей пищи, что обусловило еще один скачок в развитии человека.
Однако люди каменного века никогда не решали проблему удаления дыма из своих открытых очагов. Даже строители удивительных жилищ из костей мамонтов в Восточной Европе и на Украине для выхода дыма просто оставляли отверстие в крыше постройки. Эта проблема была решена лишь с изобретением дымохода. Впервые дымоход описал грек Теофраст (ученик Аристотеля) в IV в. до н. э., и это, скорее всего, — единственное упоминание о нем авторами древнего мира. Лишь в XII в. н. э. дымоходы получили широкое распространение, особенно в условиях сырого и холодного европейского климата. К этому времени в домах богатых людей появились огромные залы, которые располагались на вторых этажах зданий. Поэтому очаг из центра комнаты переместился к стене и был снабжен колпаком для сбора дыма. Впоследствии дым стали выводить по каналам, встроенным в стены. В таких странах, как Китай и Древний Рим, где помещения обогревались через пол, не было подобных проблем. К тому же римляне для освещения помещений использовали остекленные окна, что тоже способствовало сохранению тепла.
В странах с жарким климатом проблема состояла совсем в другом — особое беспокойство вызывал перегрев помещений. Примерно в 180 г. н. э. знаменитый китайский изобретатель Тин Хуан для дворца правителей династии Хань сделал вентилятор, приводимый в действие вручную. В VIII в. н. э. китайские императоры из династии Тан в жаркие дни сидели в «зале прохлады», где был установлен гигантский вентилятор, приводимый в действие водой.
Другим величайшим открытием стало изобретение осветительных средств. В какой-то степени свет давал очаг, но этого было недостаточно. Художники позднего каменного века, жившие на территории нынешних Франции и Испании, столкнулись с этой проблемой, когда стали украшать рисунками стены глубоких пещер. Приблизительно 20 тысяч лет назад люди начали выдалбливать из камня лампы и наполнять их животным жиром. Многочисленные остатки этих покрытых копотью ламп находят в пещерах до сих пор.
Способы освещения изменялись очень медленно, в течение многих тысячелетий. Более 3500 лет назад в обычных домах Древнего Египта использовали простые керамические сосуды круглой формы с плавающим в масле фитилем. Зажиточные люди и знать могли позволить себе и более усовершенствованные лампы, нередко сделанные из полупрозрачного кальцита, создававшего удивительный эффект. Уже в V в. до н. э. в Иране стали использовать для освещения неочищенную нефть. По существу, первым, кто (приблизительно в 75 г. н. э.) описал жидкость с большим содержанием нефти, используемую в качестве горючего для ламп, был Плиний Старший. Спустя столетия в средневековом Китае применяли лампы, представлявшие глиняные горшки с пропитанным газолином тростником. Приблизительно в 850 г. н. э. на территории нынешнего Азербайджана, в районе Баку, стали добывать нефть, которая использовалась в основном для освещения домов.
Однако, как правило, в других местах земного шара продолжали использовать лампы с горящим жиром или свечи. В начале 1 тысячелетия до н. э. в Центральной Италии этруски начали изготавливать канделябры. Некоторые из них высотой более 4 футов размещали на треножниках, часто выполненных в виде человеческих фигур. Меньшие по размерам канделябры ставили на столы; обычно их украшали декоративными фигурками, поддерживавшими у основания центральный стержень. Этруски умели делать и модные в то время светильники с раздвижной верхней частью. Китайцы в IV в. н. э. уже изготовляли ароматизированные свечи из пчелиного воска, которые почти не дымили.
О долговечных асбестовых фитилях для свечей из животного жира сообщает известный китайский трактат (300 гг. до н. э.):
«Во второй год правления Чао моряки привезли на кораблях масло, полученное перегонкой в больших котлах. Сидя в «павильоне парящих облаков», император наслаждался ослепительным светом ламп, в которых «горел ревущий дракон». Свет был так ярок, что его было видно почти за 30 миль. От ламп шел дым багрово-красного цвета. Деревенские жители находили свет восхитительным и поклонялись ему. Огонь в лампах поддерживался с помощью асбестовых фитилей».
Величайшая проблема при сжигании любого топлива для обогрева или освещения помещений состоит в способе получения огня. В каменном веке для этой цели использовали трение или высекание искр ударом кремня. Простейший способ получения огня — трение одного о другой двух кусочков дерева. Более сложный способ заключается в кручении в ладонях заостренной деревянной палочки, приставленной к кусочку дерева. Ускорить процесс можно было с помощью узловатой веревки, намотанной на заостренную палочку, совершающую возвратно-вращательные движения. В Европе в бронзовом веке (примерно в 1500 г. до н. э.) появился «инструмент» для высекания огня, состоящий из обработанного соответствующим образом куска железного колчедана (огнива) и высушенного мха, служившего для растопки. Впоследствии китайцы нашли два более совершенных технологически решения проблемы: они стали использовать поступающий по трубам природный газ и спички.
Наиболее универсальным способом обогрева и освещения одновременно, известным в древнем мире, следует признать использование природного газа, который имел еще и дополнительное преимущество — постоянство горения. В провинции Сычуань природный газ распределяли по трубопроводам на обширных площадях, расположенных вокруг его источников, еще до 347 г. н. э., согласно данным географа Чан Чу в его «Записках о Южной стране горы Куа»:
«В том месте, где река Пу-Пу сливается с рекой Хуочин, есть огненные колодцы [источники природного газа], где по ночам небо сильно светится. Жители этого района, для того чтобы получить огонь, обычно подносили к выходным отверстиям головешки, взятые из домашних очагов. Поэтому всякий раз там слышался шум, подобный грохотанию грома, а вырывавшиеся языки пламени были такими яркими, что освещали всю местность окрест на много-много миль. Кроме того, люди использовали бамбуковые трубки [трубопроводы], «сохранявшие свет» и способствовавшие перемещению огня из одного места в другое на расстояние «дня пути от колодца». При горении огня не образовывалось никакой золы, а «пламя сияло ослепительно»».
Газ, поступавший с глубины почти в 2000 футов, перед зажиганием в целях безопасности смешивали с воздухом. Он давал равномерное пламя высотой до 0,5 фута, которое использовали как для обогрева, так и для освещения жилищ. В X в. н. э. китайцы предвосхитили появление современных цистерн для транспортировки бутана, наливая нефтепродукты (побочные продукты при разработке газовых месторождений) в бамбуковые трубки.
Согласно одному из китайских преданий, спички были изобретены в 577 г. н. э. придворными дамами правителя династии Ши в Северном Китае во время осады императорского дворца кочевниками из Центральной Азии. В 950 г. н. э. ученый Тао Ку дал менее драматическое описание происхождения спичек. В своей работе «Записки об удивительном и потустороннем» он говорит следующее:
«Если вечером возникала необходимость в свете, то зажигали лампы, но на это требовалось определенное время. Некий изобретательный человек предложил пропитывать серой маленькие палочки из соснового дерева и хранить их готовыми к употреблению. При малейшем соприкосновении с огнем они вспыхивали ярким пламенем. Пока спичек было мало, их берегли как зеницу ока. Их называли «рабами, приносящими свет», а впоследствии, когда спички стали предметом торговли, — «огненными палочками»».
Когда проблема первоначального назначения древнего жилища — обеспечить людей теплом и светом — была решена, встал вопрос о появлении жизненно необходимой мебели. Некоторые наиболее древние ее образцы дошли до нас из каменного века, оттуда, где сейчас находится Шотландия, и относятся приблизительно к 3 тысячелетию до н. э. Кровати обитателей Оркнейских островов (расположены к северу от побережья Шотландии), возможно, были не очень изящны, но, по всей вероятности, удобны. Тонкие каменные плиты заделывали соответствующим образом с трех сторон в толстые стены домов и покрывали мягким мхом. Жители доисторических деревень делали из тонких каменных плит различные полки или шкафы, причем посетитель, едва переступив порог дома, сразу мог их увидеть. В одном из таких поселений, Скара-Брее, находилась самая ранняя из известных уборная с системой удаления нечистот, что указывает на серьезное отношение его обитателей к комфорту.
Египетская кровать того же времени представляла собой низкую деревянную конструкцию на четырех ножках в виде звериных лап. По краям кровати туго натягивали и закрепляли мягкие льняные волокна, что обеспечивало упругость покрытия. Полотняные простыни образовывали матрац. Позже такие кровати устанавливали на сплетенное из тростника основание и снабжали подставкой для ног. Вместо подушек древние египтяне использовали подголовники — изогнутые по форме шеи валики. Их изготавливали в основном из дерева, а иногда — из камня. Найдены даже подголовники, обвернутые для мягкости несколько раз тканью. Египтяне делали также кресла, деревянные или сплетенные из тростника сундуки для хранения постельного белья. Кровати римлян были подняты над полом намного выше, чем современные, и, чтобы на них взобраться, приходилось пользоваться подножными скамейками или стулом.
Мебель египтян отражала социальное положение ее владельца. Более зажиточные горожане предпочитали отдыхать на удобных стульях с инкрустациями и роскошными подушками, а обедать — за небольшими индивидуальными низкими столиками. Изобретением египтян был также складной стул. Два таких стула найдены в гробнице юного фараона Тутанхамона (конец XIV в. до н. э.). Они сделаны из черного (эбенового) дерева, кожаные сиденья отделаны золотом. К этому времени в Египте было уже много складных стульев, изображение одного из них есть на острове Крит. Странно, но подобные стулья находят и в датских захоронениях того же периода. Что это: показатель распространения влияния Египта или самостоятельное изобретение жителей Европы?
Греческие обеденные ложа V в. до н. э. были стандартного размера — порядка 5 футов 2 дюйма на 2 фута 6 дюймов — и стояли на коротких ножках. Для посуды греки делали не шкафы, а своего рода полки, которые помещали напротив дверей, чтобы сразу бросались в глаза наиболее ценные вещи — золотые и серебряные чаши, статуэтки. Выставляя напоказ подобные сокровища, люди следовали древней традиции, начало которой положили когда-то обитатели Оркнейских островов. Римляне просто скопировали ложа и посудные полки греков, но главное свое достояние обычно держали на столах.
В то время в бедных жилищах полы обычно были земляными или покрытыми соломой, в более зажиточных домах их застилали коврами. Древние источники свидетельствуют о том, что принцесса Артистон, дочь персидского царя Кира Великого, приблизительно в 500 г. до н. э. владела ковровой мастерской. Позже, в следующем столетии, греческий наемник Ксенофонт писал, что город Сарды (Иран) славится качеством своих ковров, в которых ноги просто утопают. Ковры покупали для царского дворца, где ходить по ним мог только монарх. На каменных рельефах лестницы в Ападану в персидской столице Персеполе, созданных в V в. до н. э., можно увидеть подношение царю даров в виде текстильных изделий.
Великолепный персидский ковер той эпохи сохранился благодаря многолетней мерзлоте в одном из погребений в долине Пазырык (Алтай), известном останками «татуированного вождя» с фальшивой бородой. В этом шерстяном ворсистом ковре исключительно тонкой выработки на каждый квадратный дюйм приходится до 520 узелков (в грубых шерстяных коврах их раз в десять меньше, а в искуснейших шелковых современных — в 7—8 раз больше). Он украшен фигурами наездников, оленей и грифонов. Некоторые фрагменты еще более раннего персидского ковра с узелковым ворсом, относящегося к 650 г. до н. э., найдены в погребении. Баш-Адар приблизительно в 100 милях западнее от Пазырыкской долины. Недавние исследования в Сумбарской долине в Туркмении позволяют предположить, что ковроткачество зародилось сначала в Центральной Азии. Там археологами выявлены женские могилы, относящиеся приблизительно к 1500 г. до н. э., в которых находились бронзовые ножи, по форме идентичные традиционным инструментам современных мастеров, ткущих ворсистые ковры.
Вероятно, наиболее удивительный ковер древнего мира был изготовлен для персидского царя Хосрова I (531— 579 гг. н. э.). Роскошные узоры из драгоценных камней изображали всевозможные цветы. Ковер предназначался для ублажения царя зимой, когда нет живых цветов. В 637 г. н. э. арабы разграбили царский дворец в Ктесифоне, они изорвали ковер Хосрова, чтобы продать нашитые на него драгоценные камни.
Стены греческих и римских домов часто покрывали росписью, иногда изображавшей целые сцены, дающие нам прекрасное представление о жизни древних людей. Современная манера украшать стены фотообоями, похоже, идет от китайцев. Это их обычай — вешать на стены большие свитки бумаги с иероглифами, изображениями животных, цветов и пейзажей. Правда, иные китайские писатели считали такие украшения вульгарными, но этот обычай произвел большое впечатление на христианских миссионеров, которые привезли его идею в Европу в конце XV в. Первые обои в Европе были изготовлены в 1481 г. Французский король Людовик XI (1461—1483 гг.) заказал Жану Бурдишону 50 рулонов обоев с ангелами на голубом фоне. Ими и был украшен королевский замок Плесси-ле-Тур.
Домашняя обстановка предполагала не только примитивные украшения и наличие мебели. Люди всегда стремились к уюту, что характерно даже для самых ранних эпох. Многочисленные металлические украшения на одеяниях выступавших в поход викингов служат ярким свидетельством того, что эти легендарные кровавые разбойники были не лишены эстетического чувства. На их затонувших кораблях найдены предметы, которые археологи считают металлической отделкой одежды. Овальные стеклянные камешки часто вставляли в железную оправу. Пластинки из китового уса, служившие, похоже, гладильными досками, украшали изображениями голов животных. Однако железные украшения и предметы выявлены только в женских могилах, поэтому мы имеем лишь общее представление о викингах. Согласно сказаниям скандинавских народов, молодежь, главным образом девушки, в долгие зимние вечера занималась резьбой и чеканкой, готовя украшения к предстоящей свадьбе.
Основными побудительными мотивами к этому были, разумеется, необходимость и следование традициям, но вместе с этим в жизнь входило стремление к комфорту и новизне, способствовавшее всевозможным изменениям домашнего быта.