На первый взгляд все звезды кажутся одинаковыми — мельчайшими искорками света: одна — чуть слабее, другая — чуть ярче. Но присмотрись к ним повнимательнее, и ты увидишь нечто интересное. У каждой звезды свой цвет. Невооруженным глазом его можно заметить лишь у самых ярких звезд: Арктур и Альдебаран — оранжевые, Бетельгейзе и Антарес — красные, Сириус и Вега — белые, Спика и Регул -бело-голубые. Капелла и Альфа Центавра — желтые. Если смотреть в бинокль, то многие слабые звезды заиграют разными красками. Астрономы знают, что цвет звезд зависит от температуры их поверхности. Самые холодные — красные; их температура 3500-4000 Т. Желтые звезды нагреты до 6000 °С, белые — до 10 000°С, а бело-голубые, самые горячие, — до 30 000°С.
Мы продолжаем рассматривать звезды и замечаем еще одно любопытное их свойство: звезды мерцают, «подмигивают» нам и даже немного меняют свой цвет. Особенно хорошо мерцание звезд видно в телескоп. Если навести его на яркую звезду и немного расфокусировать, то получится изумительная картина — переливающийся цветными пятнами и дрожащий по краям диск. Почему же мерцают звезды? Посмотри летним днем вдоль нагретой Солнцем крыши автомобиля, а зимой — капота, под которым горячий мотор. Ты увидишь, как поднимаются струи теплого воздуха и, смешиваясь с холодным, образуют марево. Изображения далеких предметов колеблются и искажаются, потому что лучи света преломляются в струях воздуха разной плотности, как в линзах и призмах. Теплый воздух точно так же поднимается и с поверхности Земли. Так образуется легкое марево, его-то мы и замечаем ночью по мерцанию света звезд. Области холодного и теплого воздуха, словно призмы, по-разному преломляют лучи разного цвета, поэтому мерцающая звезда постоянно меняет окраску.
Чем ниже звезда спускается к горизонту, тем толще слой воздуха, сквозь который проходит к нам ее свет, тем сильнее он дрожит и переливается. Из-за этого астрономы не любят изучать звезды вблизи горизонта и ждут, когда они поднимутся достаточно высоко.