Василий Иванович Суриков (1848-1916г.).
Василий Суриков родился в Красноярске. В дикой сибирской глуши. Мощь сибирской природы, ее суровость наложили неизгладимый отпечаток на характер художника.
Двадцатилетним приехал он учиться в Петербургскую Академию художеств. Но по окончании не поехал за границу. «Академические боги» не дали ему медали. Может быть, и к лучшему. Ему тут же поступило предложение расписать стены московского храма Христа Спасителя. И Василий с радостью согласился.
Василий Суриков — исторический живописец. История была для него не каким-то далеким, костюмированным спектаклем, а всегда близким и даже личным событием.
Как истинно православный человек он во всех своих работах никого никогда не судит, не выносит приговора. Он просто вместе со зрителями размышляет над жизнью страны, над судьбами людей.
Семь выдающихся полотен создал Василий Суриков. Семь событий из жизни России. Семь мощных эмоциональных взрывов. Поистине, для русского человека семь — магическое число.
Картина «Утро стрелецкой казни». Раннее утро. Красная площадь. Башни Кремля и витые купола Василия Блаженного еще в сумрачной дымке.
На Лобном месте и вокруг него — осужденные на смерть стрельцы. Сам царь Петр только что выехал из Спасских ворот верхом на буланом жеребце и тут… встретился взглядом с рыжебородым стрельцом! Под этими испепеляющими взглядами, летящими через площадь, будто замерла вся толпа. Затихли плачущие женщины, дети…
В этих скрестившихся, непримиримых взглядах схлестнулись два мира, две враждующие силы… Очередная трагедия в истории России!
Едва сочится свет сквозь заледенелое оконце в далекой сибирской избе. На стуле хозяин, в прошлом «полудержавный властелин», светлейший князь Александр Данилович. Это картина «Меншиков в Березове».
Он сидит, тяжелый, грузный, с осунувшимся лицом. Кажется, если встанет, то непременно упрется головой в потолок. Художник намеренно укрупнил фигуру Менши-кова. Тесно здесь для человека такого масштаба.
В избе холодно. Кутается в бархатную шубку старшая дочь. Едва слышно звучит голосок младшей дочери. Она читает Библию. Но Меншиков не слышит мудрых откровений, он весь углубился в прошлое, в воспоминания, снова и снова проживая свою яркую, но такую трудную жизнь.
Еще одна трагическая судьба. Феодосия Морозова — боярыня, родственница самого царя, героиня картины «Боярыня Морозова» . В силу своих убеждений она отказалась принять так называемую «новую веру». За что и поплатилась.
Морозова была подвергнута пыткам и отправлена в ссылку. Но прежде ее провезли по улицам Москвы для острастки ее непокорных сторонников. Закованную в кандалы боярыню на розвальнях везут по улице. Вокруг толпы народа. Еще одна драма человеческой судьбы! Картина написана в динамике, почти ощутимое движение саней передает и напряжение толпы, готовой вырваться, и непримиримость героини, осеняющей ее двуперстием.
Можно часами разглядывать отдельные фигуры и лица. И размышлять, фантазировать, сопереживать…
8 апреля 1888 года на Сурикова обрушилось страшное горе. Скончалась жена художника, Елизавета Сурикова.
Почти год художник в полном отчаянии жил в опустевшей московской квартире. Потом забрал детей и уехал на родину, в Сибирь.
«Взятие снежного городка» — это результат благотворного влияния родных просторов на истерзанную душу художника. Полотно как взрыв веселья, смеха, бесконечной радости жизни… Кажется, вот-вот польется веселая музыка, зазвучит озорной смех…
Когда мы слышим имя Сурикова, перед нами невольно возникает образ нашей Родины. Художник смог вместить в свои картины все величие и трагизм русской истории.