Вечер. Дневные труды закончены. Жители деревни стоят кругом на утоптанной площадке и ритмично прихлопывают в ладоши — чтобы танцоры в центре плясали в такт. Те стараются — то пройдутся хороводом, то начнут прыгать, как олени, то вертятся, разбившись на пары. Вы можете отгадать, в какой стране и в какое время танцуют эти люди? Наверное, нет. Эта картина повторялась из века в век во всех странах мира. Это еще не театр, это зерно, из которого вырастет театр. А пока театрального здания еще нет, актеры и зрители находятся просто на земле под открытым небом.
Театр и религия разделились в Греции в I тысячелетии до н.э. Чуть ли не половина терминов театральной архитектуры — греческая. «Театрон» — это места для зрителей, «орхестра» означает место для танцев. Греческий театр родился из обрядов бога плодородия Диониса — этот бог любил, когда в его честь танцевали. Много сотен лет в центре орхестры сохранялось место для алтаря, а потом его убрали — церковь пошла своим путем, театр — своим.
Согласно легенде, сцену изобрел греческий трагик Эсхил в начале V века до н.э. «Скена» — по-гречески шалаш, палатка. Сначала это было вспомогательное помещение для актеров. Эсхил вообще был реформатором — он «изобрел»… второго актера. До этого в представлении участвовали только один актер и хор. А другой греческий драматург, Аристофан, придумал «просцениум» — площадку перед сценой.
Но греческий театр еще не был в полном смысле «домом» — у него не было ни стен, ни крыши, места для зрителей обычно располагались на уступах естественных холмов. Римляне придумали театру стены и превратили его в отдельно стоящее здание. Еще римляне придумали крышу, правда, временную — ею служил тент, который натягивали над небольшими театрами. А вот греческий хор они упразднили, поэтому орхестра стала не нужна и постепенно превратилась в партер.
В Средние века театр обходился без здания — бродячим труппам оно было не нужно. Единственные, кто играл в те времена под крышей, были исполнители религиозных мистерий — спектаклей из жизни святых, которые разрешалось представлять прямо в церкви. Остальные актеры развлекали публику преимущественно на городских площадях. Только в 1580 году в Италии начали строительство театра «Олимпико». Архитектор Палладио углубил сцену, появилась возможность менять декорации. Итальянские архитекторы Возрождения придумали и другую новинку — ярусный театр. Чем меньше денег в кармане, тем выше ты сидишь — вот принцип этого театрального здания. «Подросший» з высоту театр стал вмещать больше зрителей, у него появилась крыша! Знаменитый «Глобус», театр, в котором играли почти все пьесы Шекспира, построили примерно в это же время (1576 год), но он был менее комфортным. Актеры играли в нем под открытым небом, а для зрителей соорудили соломенный навес. А купольное перекрытие в театре появилось только в XVIII веке во Франции.
Итальянские архитекторы изобрели многие детали театрального устройства. В Парме в 1619 году впервые отделили сцену от зрительного зала аркой. Примерно тогда же придумали кулисы — систему разрисованных холстов, натянутых на рамы, помогающих быстро превращать лес в море, а море — в дворец.
Ярусный театр просуществовал очень долго, такие театры работают до сих пор: «Ла Скала» в Италии, Большая Парижская опера, Большой театр в Москве, Театр имени А.С. Пушкина (бывший Александринский) в Петербурге и десятки других театральных зданий.
XX век был временем театральных экспериментов. Сцены кольцевые и двухэтажные, театры без сцены, просцениум, вынесенный в зал, — чего только не придумали театральные архитекторы! Оперный театр в Сиднее похож на что угодно, только не на театр. Через театр Мейерхольда в Москве был запланирован проезд грузовиков и проход колонн демонстрантов. Широко использовались в качестве театральных и древние строения- например, в Луксоре, в древнеегипетском храме регулярно идут пьесы об истории Египта, храм Гарни (Армения) служит декорацией для спектаклей в народном стиле. Что ждет театральное здание в XXI веке? Поживем — увидим.