Готика — стиль в искусстве

0
1384
Витраж

ВитражТолстые стены, приземистые башни, низкие купола, массивные силуэты… Это романская архитектура, наследница византийских строений. В ней — суровая красота и сила. Тяжелые, могучие романские строения и сейчас поражают мощью.

И вдруг (ну, не совсем вдруг) появился совершенно другой стиль, легкий, воздушный, устремленный вверх — готика. Почему? Точного ответа не знает никто, но есть предположения. Люди стали больше тянуться к Богу, и «прижатые к земле» силуэты романских церквей перестали их удовлетворять. Люди стали больше селиться в городах, потому что ремесленники-горожане имели гораздо больше свободы, чем сельские жители (даже поговорка была: «Городской воздух делает человека свободным»). А значит, понадобились церкви с большим свободным пространством. Люди придумали нервюры, контрфорсы и аркбутаны. Если романские своды и купола «лежали» непосредственно на стенах (которые, конечно, надо было делать прочнее и толще), то готические своды опирались на нервюры — каркас, каменные ребра. А боковое давление свода передается аркбутанам и контрфорсам — это нечто вроде наружных костылей для здания. Стали не нужны мощные романские стены, ажурный каркас держит ничуть не хуже. Значит, экономится строительный материал и строить легче. И красивее — если романские церкви похожи на замки, то готические замки похожи на церкви. Русский архитектор А. Гутнов писал, что романские строения демонстрируют игру каменной мускулатуры, а готика обнажает совершенство скелета конструкции. Этот процесс продолжится в XIX веке, дойдя до Эйфелевой башни, которая вся сплошной каркас…
Для готики характерны стрельчатые своды, многочисленные остроконечные башенки, много резьбы по камню. Готические соборы населяют не только святые, но и чудовища — химеры и горгульи. Почему в доме Бога человек вырезал таких ужасных существ? Возможно, они символизировали человеческие страсти и грехи. Особенно знамениты химеры собора Парижской Богоматери. Парижане утверждали, что в полнолуние они парят над городом…

Еще одна характерная деталь готических соборов — витражи, изображения из цветных стекол в просвете окна. В романском соборе были ровные обширные поверхности стен, которые можно было расписать фресками. А в готическом соборе стены перестали служить опорой своду, в них прорезали множество окон, арок, галерей, и рисовать стало негде. Значит, надо сделать картину «на просвет», в окне. Но больших стекол тогда делать не умели, и витраж выручил: из маленьких стекол набирали и абстрактные розетки, и целые картины. Например, витражи в Шартрском соборе (Франция) занимают площадь более двух с половиной тысяч метров.

В разных странах готика немного менялась. Английские храмы были шире и длиннее французских. Немецкие соборы были выше, чем французские и английские, менее изящно и тонко украшены и имели стрельчатые окна, а не круглые окна-розы, так любимые во Франции. До Испании «возвышенный стиль» добрался позднее, в XIV веке, и стал совершенно необыкновенным из-за смешения с мавританской архитектурой — ведь полная победа христианства над исламом была еще впереди, в 1492 году, когда пала последняя цитадель ислама в Европе, Гранада. Башни испанских соборов напоминают минареты.
А были ли готические соборы в России? Нет, настоящая готика до нас не дошла — это было чужое католическое искусство. Но в XIX веке готика вернулась в виде псевдоготики, моды на «почти готические» здания. Поэтому в XIX и даже начале XX века в России иногда строили что-то очень похожее на готику — стрельчатые арки, окна-розетки, изящная резьба. Например, католический костел в городе Самаре. «Устремленная в небо» готика, «музыка в камне», как ее называли, — один из самых прекрасных архитектурных стилей.

Изучить органическое вещество не так уж и просто.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ