Малер Густав (Калишт, Моравия, 7.7.1860 — Вена, 18.5.1911). Родился в еврейской семье; ребенком страдал из-за разлада между родителями, грубости отца, бедности. Тяжелое детство наложило отпечаток на формирование характера Малера.
В пятнадцатилетнем возрасте он принят в Венскую консерваторию, где учится три года; встречает Брукнера, оказавшего глубокое влияние на развитие его таланта. Занимается философией и историей музыки, но не завершает работу. С 1880 г., вынужденный зарабатывать на жизнь, Малер становится оперным дирижером. Работает в Любляне, Касселе, Праге; дирижирует оперным оркестром в Будапеште, в Гамбурге. В течение 10 лет (1897— 1907) Малер — директор и дирижер Венской придворной оперы. Большую часть времени он отдает престижной карьере дирижера, занимаясь сочинительством только летом. Стремясь выразить в своих сочинениях глубоко личное видение мира, Малер был метафизиком, говорившим на языке музыки мыслителем. Хотя он намного опередил экспрессионизм, его позиции близки к экспрессионистской эстетике, в основании которой — власть субъективности. Его преследуют темы Смерти и Детства. Еще в ранние годы, живя в родительском доме, он был беспомощным свидетелем смерти брата Эрнста, самоубийства второго брата, Отто; позже он потерял дочь, и образ Абсурда его уже не покидал. Миропонимание Малера сближает его с Брукнером и Гуго Вольфом — «проклятыми» композиторами, чьи симфонические и вокальные произведения, наполненные экспрессией, воплощают борьбу враждебных сил против Человека.
Попытаемся вкратце объяснить, каким образом в музыке Малера сочетаются открытость и недосказанность. Оба начала свидетельствуют о потаенном одиночестве, которое он пытался защитить, прикрываясь иной раз высокомерной, неприязненной, даже надменной маской.
В композиторском творчестве он отдает предпочтение оркестру, широчайшему богатству тембров, драматизируя симфонию, где каждая часть, оживленная звучанием голоса, напоминает оперный акт (2, 3, 4, 8-я симфонии). В «Песнях», где доминирует голос, сохраняется драматизм (трехчастная кантата «Жалобная песня», 1880; цикл «Песни странствующего подмастерья», 1883—1884; песни из «Волшебного рога мальчика» — версия для фортепиано, 1882, для оркестра — 1888; «Песни об умерших детях», 1901— 1904). Синтез жанров песни и симфонии обладает в высшей степени насыщенной выразительностью: «Песнь о земле» (1908) — подлинная симфония для тенора, альта и оркестра. С другой стороны, для чисто инструментальных симфоний Малера характерно заимствование тем из его вокальных циклов, народных песен, даже из «Dies Irae» («День гнева») (2-я симфония). Наконец, сходство симфоний Малера, включающих тексты Ницше, «Veni Creator» («Приди, Создатель»), «Фауста» Гёте, с ораториями подчеркивает единство метафизической мысли и экспрессивности.
Поразительно, но, будучи с 1880 г., как уже отмечалось, оперным дирижером — по общему признанию, одним из величайших, восхищаясь драмами театрального репертуара (операми Глюка, Моцарта, Вебера, Вагнера, Рихарда Штрауса), Малер никогда не сочинял музыку для сцены. Мы знаем, что, как руководитель театра, в своих бескомпромиссных требованиях к сценографии он вдохновлялся экспрессионистскими принципами Адольфа Аппиа. Такое противоречие, по-видимому, связано со своеобразной переоценкой отношений между литературным текстом и музыкой. Единство текста и музыки, метафизической мысли и экспрессионистского крика объясняет причины той непоследовательности, за которую его часто упрекали. В одном и том же произведении композитор переходит от музыкального письма, точно отражающего обыденный мир, к возвышенному стилю, затем, снова возвращаясь от исключительного к заурядному, напрямую сталкивает пошлость и утонченность. Доказательство тому — III часть Первой симфонии, где народная песенка «Bruder Martin» («Брат Мартин») превращается в навязчивую тему траурного марша и где соединяются ирония и беспокойство, демонизм и веселье. Музыкальное письмо Малера можно сравнить с живописной манерой предшественников экспрессионизма: мы имеем в виду Ван Гога, Эдварда Мунка, Джеймса Энсора с их характерными искажениями формы, эффектами мощного мазка, нарочито агрессивными красками.
В 1910—1911 гг. Малер совершает последнее турне по США, он дает 65 концертов и в последний раз дирижирует одним из своих сочинений — Четвертой симфонией. Сверхчеловеческое напряжение истощает его силы. В мае 1911 г. композитор возвращается в Вену вместе с женой Альмой — своим верным спутником — и через несколько дней умирает.
Пусть Малер не переступил порога чистого хроматизма, атонализма — это не умаляет ни его творческого гения, ни экспрессивной мощи его музыки. Возможно, Малер осознавал себя носителем вести, которая должна быть понята сразу, в отличие от других венских композиторов, надеявшихся, что их поймут позднее.
Иногда бывают моменты, когда срочно нужно немного денег. Если вам срочно нужны деньги, то вы должны незамедлительно посетить gid-credit.ru и выбрать для себя лучший вариант получения денег.