В начале XVI века католическая церковь властвовала в Европе. Князья церкви стремились к наживе и политическому господству. Расцвели пороки, а христианское вероучение подверглось значительному изменению, которое не имело ничего общего со Священным Писанием.
Порок заполнил монастырские обители. Началась широкая торговля индульгенциями (отпущением грехов). Учение о безбрачии священников (целибат), учение о чистилище, изменение смысла таинства святого Причастия, пышные шествия на фоне обнищания народов – все это вызывало ропот среди истинно верующих просвещенных людей.
Одним из них был профессор университета в Виттенберге Мартин Лютер, монах ордена Францисканцев. 31 октября 1517 г. молодой профессор прибил на ворота городского собора 95 тезисов, в которых призывал духовенство к диалогу о злоупотреблениях.
Папская курия восприняла выступление Лютера как очередную ересь, которую легко намеревалась погасить через отречение профессора от своих идей. На Лютера оказали мощное давление, как прелаты, так и светские власти. Лютер не отрекся. В 1521 г. он был отлучен от католической церкви папской буллой, которую он сжег прилюдно. В Саксонии созрел церковный раскол. Распространению идей Лютера о возврате к учению раннехристианской церкви поспособствовало книгопечатание. Работы Лютера издавались большими тиражами и расходились по всей Германии и за ее пределы. Лютера поддержали немецкие князья, которые, с одной стороны, устали от церковного владычества. С другой же стороны, им импонировала идея закрытия монастырей и отчуждения монастырских земель и имущества.
После крестьянского восстания 1525 г. начались широкие возмущения политикой церкви. В ситуации в Германии вынужден был вмешаться император Священной Римской империи Карл V. Он назначил собрание высших князей Германии в Вормсе в 1529 г. Он, ревностный католик, надеялся уговорами и угрозами прекратить раскол среди князей и вернуть их в лоно католической церкви.
Каково же было разочарование императора, когда большинство немецких курфюрстов отказались подчиниться своему сюзерену в вопросах религии и подписали протестацию. Последователей евангелических идей Мартина Лютера стали называть протестантами. Новое вероучение еще не было сформулировано.
Впереди было Аугсбургское вероисповедание 1530 г., которое положило начало формированию лютеранских вероучительных книг. Началась мучительная реформация католицизма, который с большим трудом и на протяжении столетий проходил путь реформирования.
На фоне лютеранского протеста появилось несколько течений, ратовавших за реформы. Реформатское течение Цвигли-Кальвина шло параллельным путем. Расхождения с лютеранским вероучением в вопросах предопределения и понимания святого Причастия не позволили объединиться лютеранам и кальвинистам. Швейцарская реформация пошла своим путем.
Современные христианские течения, такие как баптисты, пятидесятники, харизматы, называют себя протестантами сами, и называют их так традиционные конфессии. Однако, с лютеранским протестом 1529 г. они не имеют ничего общего. Этих течений тогда не существовало.
Лютеранство оставило заметный след в истории Европы, в истории России. Первые лютеране появились в Москве при царе Иване Грозном. Большой наплыв протестантов-лютеран произошел при Петре Первом и при Екатерине Второй. Все российские императрицы, родившиеся в Германии, были лютеранками. В 1722 г., во время основания Священного Синода в Российской империи, была создана лютеранская консистория, главой которой был российский император до 1917 г.