Предыстория Исаакиевского Собора

0
1460

Исаакиевская площадь вблизи с Адмиралтейством в Санкт-Петербурге, получила свое название в честь величественного Собора преподобного Исаакия Далматского, крупнейшего храма РПЦ в Северной Пальмире. Этот храм был построен в 1818-1858 г.г. по проекту О. Монферрана.

Многочисленные туристы, посещающие храм-музей и любители прогулок по Исаакиевской площади, совершенно не осведомлены о богатой предыстории храма, которая началась еще при Петре Великом. Об этой предыстории и пойдет речь.
Император Петр I родился в день почитания Иссакия Далматского, этот день приходился на 30 мая по юлианскому церковному календарю. Император особенно почитал этого святого и в 1706 г. дал приказ об устройстве церкви для нужд рабочих адмиралтейских верфей. Для оборудования церкви в честь Исаакия Далматского было приспособлено деревянное здание чертежного амбара Адмиралтейства, в 50-ти метрах от Невы. Амбар обшили досками снаружи, просмолили крышу корабельным битумом и поставили шпиль по проекту архитектора Х. ванн Болеса из Голландии. В 1707 г. церковь освятили и начали отправлять богослужения. В 1709 г. император Петр распорядился реставрировать церковь с тем, чтобы избавиться от сырости и улучшить внешний вид церкви. После реставрации, церковь Исаакия Далматского стала главным храмом молодого Петербурга. Здесь венчался Петр Великий с императрицей Екатериной Алексеевной. С 1723 г. церковь была единственным местом для приведения к присяге балтийских моряков.

Деревянный храм, подверженный действию сырости, быстро ветшал и не мог обеспечить увеличивающееся число прихожан. В 1717 г., 6 августа, император сам заложил первый камень в основание каменной церкви на том месте, где сейчас расположен Медный Всадник. Проект составил Г.И. Маттарнови в стиле «петровского барокко». В течение 10-ти лет строительство курировали архитекторы Н.Ф. Гербель и Яков Неупокоев. Облик церкви напоминал Петропавловский собор из-за колокольни с часами, привезенными из Амстредама. Сходство с Петропавловским собором завершал один из иконостасов, созданных И.П. Запрудным для обоих храмов.

Опасная близость фундамента к Неве не преминула сказаться плачевными последствиями. Фундамент церкви размывался. В довершение неприятностей, постигших вторую церковь, в 1735 г. случился пожар от удара молнии. Не смотря на крупный ремонт и замену деревянных сводов на каменные, все яснее становилась необходимость в капитальной перестройке храма. Обследование архитектора С.И. Чевакинского подтвердило необходимость перестройки и отдаление новой церкви от берега Невы.

Закладка третьей церкви Исаакия Далматского состоялась 8августа 1768 г. на месте, определенном С.И. Чевакинским. Проектом и строительством занялся архитектор А. Ринальди, но не смог завершить возведение храма по причине отъезда из России и смерти Екатерины II. Завершением строительства занялся архитектор В. Бренна. Он изменил проект А. Ринальди и уменьшил высоту храма. Собор получился нелепым подобием первоначальной задумки. В мае 1802 г. безобразный кирпичный собор на мраморном основании был освящен.

Собор вызвал насмешки горожан в виде эпиграмм и частушек. Такое позорище не соответствовало величию внешнего облика Северной Пальмиры и не имело права на существование. Единственной ценной частью собора были три алтаря. В конкурсе, объявленном Александром I, о создании проекта нового Исаакиевского Собора, непременным условием было сохранение этих трех алтарей. Предыстория современного Исаакиевского Собора завершилась.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ