Чему учил Конфуций?

0
3971
Статуя Конфуция

Статуя КонфуцияКонфуций (по-китайски его имя звучит иначе: Кун Фу-цзы) был необыкновенным человеком. Без него невозможно представить историю Поднебесной империи, поэтому ученые даже называют китайскую цивилизацию (правда, более позднего периода — средних веков) конфуцианской. И судьба философа была необычной.

Конфуций родился в середине VI века до н.э. в семье обедневших аристократов. Его детство и юность прошли в лишениях и тяжких трудах. Однако у Конфуция хватало и времени, и сил на изучение древних умных книг. В 20 лет, после многих унижений, ему удалось выбиться в чиновники, а через 10 лет он ушел в отставку и открыл частную школу, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем. Говорят, у Конфуция было около 3 тысяч учеников. 20 лет мудрец вел занятия и одновременно создавал свое учение — программу усовершенствования общества и человека. Когда ему исполнилось 50, он решил, что пора от слов перейти к делу, и, подобно Шан Яну, отправился путешествовать по стране, предлагая свои проекты правителям царств. Но, в отличие от Шан Яна, Конфуцию не повезло: его философия никого не заинтересовала. Вернувшись домой, он провел остаток жизни в тишине и покое: занимался с учениками и писал новые труды. В 479 г. до н.э. мудрец умер.
Учение Конфуция
Конфуций в окружении своих учеников изучает одно из древнейших китайских произведений — гадательную «Книгу перемен».

Признание и слава пришли несколько столетий спустя. Только в I веке н.э., в эпоху династии Хань, учение Конфуция стало чем-то вроде официальной религии, а сам философ был обожествлен — в его честь даже совершали жертвоприношения, и все образованные люди учили наизусть его книги.

Чем объяснить такой сказочный успех учения Конфуция? Наверное, главная причина в том, что он другими глазами посмотрел на человека и его роль в мире, на государство и отношения между властями и народом.
Конфуций мечтал воскресить «золотой век» с его идеальным обществом, похожим на одну большую семью. Дети, но есть народ, слушаются старших, то есть власти, а те руководят и заботятся о своих подопечных. Но главное, в такой семье царят любовь и взаимное доверие. Согласие достигается не принуждением или устрашением, а тем, что каждый по доброй воле честно выполняет свои обязанности. Гуманность, справедливость, преданность, мудрость и благопристойное поведение — вот на чем держится благополучие государства.

Шан Ян и тем более Шихуанди не согласились бы с Конфуцием. Как же держать народ в повиновении без жестоких наказаний? — спросили бы они. У Конфуция на это была своя точка зрения. «Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов, — говорил он. — Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется». Значит, главная причина всех бед в том, что правитель, его приближенные и чиновники сами нарушают законы, ленятся и обогащаются за чужой счет. Почему бы и народу не вести себя так же? И разве может народ доверять такому правителю? А государству, каким бы оно и казалось могущественным, без доверия не устоять. Конфуций считал, что лучше пережить войну или голод, чем утратить доверие народа.

Особые требования предъявлял философ к чиновникам. Это понятно: в отличие от императора и придворных, они постоянно общаются с простыми людьми, собирают налоги, ведут дела в суде. Именно от них во многом зависит благополучие народа. Чиновники должны быть «благородными мужами» — образованными, глубоконравственными, бескорыстными.
Образцовый чиновник Конфуция походил на прекрасного принца или рыцаря. Наверное, поэтому любимыми героями китайских сказок были не персонажи вроде Золушки или Иванушки-дурачка, а бедняки, которые благодаря своим достоинствам становятся добрыми чиновниками.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ