Сезонные возмущения термического поля Земли, обусловленные различиями в нагревании океанов и материков, вызывают колебания над ними и атмосферного давления. Зимой над Евразией и Северной Америкой холоднее, чем над океанами в этих же широтах. Изобарические поверхности над акваториями выше, чем над сушей. Воздух поверху перетекает с океанов на материки. Общая масса воздушного столба над континентами увеличивается. Здесь образуются зимние барические максимумы — Сибирский с давлением до 1040 мб и несколько меньший Североамериканский (1022 мб). Над океанами масса воздушного столба уменьшается, образуются депрессии. Те и другие видны на картах изобар. Так создается, по В. В. Шулейкину, тепловая машина второго рода.
Летом тепловые контрасты между сушей и морем уменьшаются, минимумы и максимумы рассасываются, давление выравнивается или меняется на противоположное зимнему. В Сибири оно падает до 1006 мб.
Сезонные колебания атмосферного давления над сушей и морем создают так называемый муссонный фактор, хотя образование муссонов только им объяснить нельзя.
На южных материках в январскую (летнюю для них) часть года образуются барические минимумы, оконтуренные замкнутыми изобарами.
Поочередное полугодовое нагревание северного и южного полушарий вызывает смещение всего барического поля Земли в сторону летнего полушария — в январскую часть года северного, в июльскую южного. Экваториальный минимум в январскую часть года лежит южнее экватора, в июльскую он смещается к северу, достигая в Южной Азии северного тропика. Над Ираном и пустыней Тар создается Ирано-Тарский, или Южноазиатский, летний минимум. Это — часть экваториального минимума, смещенная к северу и усиленная интенсивным нагреванием огромного азиатского материка. Устремляющийся сюда экваториальный воздух приносит водяной пар и теплоту, затраченную на его образование. Теплота вместе с турбулентным теплообменом формирует восходящие токи Ирано-Тарского минимума. Давление в нем падает до 994 мб.