Другая загадка касается того, каким образом освещались шахты. Конечно, использовались факелы и масляные лампы, но в ограниченных пространствах они задымляют воздух и делают его малопригодным для дыхания. Стены многих египетских гробниц, врезающиеся глубоко в горы, окрашены в белый цвет, и на них нет ни малейшего следа копоти от ламп. Тогда как они освещались для художников, расписывавших их?
Ключ к разгадке лежит в приеме, используемом в египетских гробницах современными экскурсоводами. Они развешивают листы тонкой фольги на больших кусках картона и ставят их в «стратегически важных» местах тоннеля для отражения солнечных лучей. Поскольку солнце в Египте яркое, то освещение, получаемое таким простым способом, исключительно эффективно.
Изобретение аналогичного метода в древние времена вполне возможно, к тому же обнаружились факты использования зеркал в горном деле на египетских бирюзовых рудниках в горе Серабит-эль-Хадим на Синайском полуострове. В 1977 г. археологи расчистили один из рудников, разработанных примерно в 1500 г. до н. э., и обнаружили множество самых разнообразных форм для отливки металлических инструментов, оставленных шахтерами. Они представляли собой формы для топоров, тёсел, долота и ножей и несколько изложниц, явно предназначенных для отливки простого типа египетского бронзового зеркала. Как заметил археолог, «открытие литейных форм для зеркал в качестве повседневной принадлежности… представляется необычным в коллекции, состоящей главным образом из инструментов».
Он предположил, что зеркала являлись подношениями у шахтеров в дар близлежащему храму Хаторы, опекающей их богини. Скорее всего, это объяснение «вымученное», и зеркала действительно изготавливались для отражения света в шахтные стволы.
Альтернативное предположение, заключающееся в том, что египетские шахтеры на Синайском полуострове пользовались способом (или даже изобрели его), находящимся и сегодня на вооружении гидов, является более правдоподобным.