Архипенко Александр Порфирьевич (Киев, 30.5 (11.6).1887 — Нью-Йорк, 25.2.1964). Вначале, с 1902 по 1905 г., он посещал художественное училище в родном городе. Затем приехал в Москву, а с 1908 г. он живет в Париже, вращаясь в кругу художников современного авангарда (Леже, Шагал, Модильяни). Архипенко открывает здесь курсы ваяния. Он создает свой индивидуальный стиль, используя технику моделирования полых форм. От кубизма (его «Черный торс» 1909 г. считается первой кубистской скульптурой) он переходит к своеобразному абстрактному экспрессионизму, тяжелые массы классической скульптуры сменяются экспрессивно-упрощенными формами. Этот этап приводит к абстракции. Отбрасывая подражание природе, художник разрабатывает автономный пластический язык. В 1920—1923 гг. Архипенко преподает в Берлине, затем эмигрирует в США, где остается до конца жизни. Его влияние на немецких художников было значительным. Благодаря ему скульптура начала освобождаться от натурализма. Освальд Херцог высоко оценивал, в частности, «Боксерский поединок» Архипенко (1913—1914), где энергия, напряжение, движение двух боксеров переданы в пластике объема и поверхности. В действительности то, что в Германии считалось экспрессионизмом Архипенко, означало скорее отход от классических законов ваяния и синтез разных модернистских течений (кубизма, футуризма, предвестий конструктивизма) в некоторых произведениях 1910—1914 гг. Однако поиски экспрессии продиктованы здесь исключительно пластическими задачами, а не выражением внутреннего мира художника.
Почему предметы ведут себя странно? Угадай ошибку
На картинке стакан стоит прямо на воздухе, мяч летит не по дуге, а по ровной линии, а тень от стула падает в другую сторону,...
Кто живёт в домике?
Перед вами маленький домик: круглое отверстие в земле, аккуратное гнездо на дереве или ракушка на песке. Никаких табличек «здесь живёт…» нет — но по...
Найди отличия и угадай, что изменилось
Вы наверняка играли в задания «найди 10 отличий» или в игру «закрой глаза — что пропало?». Кажется, это просто развлечение, но на самом деле...
Какой фрукт исчез?
На столе лежали яркие фрукты: красное яблоко, жёлтый банан, оранжевый апельсин и зелёная груша. Всё было на месте, но стоило отвернуться всего на минутку...
Угадай, что в коробке, по подсказкам
Перед тобой закрытая коробка. Она молчит, ничего не показывает, но это не значит, что в ней нет подсказок. Просто они невидимые: звук, вес, запах,...
Кто спрятался за деревом?
Иногда на прогулке в парке или во дворе кажется, что деревья — просто деревья. Но если присмотреться, за стволом может кто-то прятаться: пушистый хвостик,...
Чей это хвостик?
Иногда на картинке или в кустах можно увидеть только маленький хвостик — пушистый, полосатый, тонкий или кудрявый. И именно он становится главной подсказкой, чтобы...
Что звучит? Угадай по звуку
Иногда мы узнаём предмет или животное даже с закрытыми глазами — просто по звуку. Шуршание, стук, хлопок, звон — каждый звук имеет свою «подпись»,...
Кто оставил следы? Угадай животное
Зимой в парке, на песке у реки или просто в пыли возле дома можно увидеть таинственные отпечатки. Кто-то здесь прошёл, пробежал или даже прыгнул...
Почему эта игрушка спряталась? Угадай по силуэту
Иногда кажется, что игрушки просто лежат на полке. Но стоит отвернуться — и одна вдруг «исчезла». На самом деле она никуда не делась, просто...
Почему существуют эксперты по крови — и что они видят на месте преступления
Кровь — один из самых честных свидетелей на месте преступления. Там, где люди путаются, молчат или лгут, капля крови рассказывает то, что скрыть невозможно....
Почему наука о доказательствах — не просто часть правосудия, а его сердце
Правосудие нельзя строить на догадках, эмоциях или впечатлениях. Оно должно опираться на то, что можно проверить, измерить и подтвердить. Именно поэтому наука о доказательствах...


































































