Египетская письменность — одна из старейших в мире. В ней используются не буквы, а знаки: иероглифы. Чтобы изучить письменность и стать писцом требовалось много лет, однако, тот, кто ее освоил, мог работать в администрации фараона.
Священная письменность и бытовая письменность.
Египтяне считали иероглифическую письменность даром богов. То есть она являлась священной и использовалась в храмах, гробницах и для всех надписей, высекавшихся на монументах. Она состояла из маленьких рисунков, которые представляли различные предметы (дом, стул и т.д.), животных (коршун, лев), или частей тела (нога, рука). Это была сложная письменность, так как каждый знак мог представлять собой или видимый объект или звук или даже мысль. Число знаков с течением веков все время увеличивалось: с 700 в 2000 году до нашей эры — до 5000 шесть веков спустя! Нужно было долго учиться, чтобы научиться этой письменности. В повседневной жизни грамотные египтяне использовали упрощенный и более скорописный ее вариант, называемой иератической письменностью. Эта письменность служила для ведения записей, составления отчетности написания письма или поэмы. Но большинство египтян не умели ни читать, ни писать. В быту использовался упрощенный вариант иератической письменности.
Пойти в школу.
Чтобы научиться читать, писать и считать, дети с пяти или шести лет отправлялись в школу. Это была привилегия небольшой группы граждан, детей из самых богатых семей. Девочки посещали школу реже, в основном в школу отправляли мальчиков. Ученики упражнялись в каллиграфии, исписывая целые страницы тетрадей из листьев папируса, затем переписывали предложения под диктовку учителя. Дисциплина была очень строгой. Наверное, поэтому говорили, что «ученики слышат через спину», то есть внимательно слушают только того, кто их поколачивает…
Писец-чиновник.
Для помощи в управлении страной фараон располагает администрацией, которая управляет сельским хозяйством и мастерскими ремесленников, организует армию, правит суд. ..ив особенности служит для подсчета и взимания налогов, которые пополняют казну фараона. Все чиновники являются также и писцами, которые умеют писать и считать. Лучшие из них могут подняться по служебной лестнице и, возможно, кто-то из них станет однажды «визирем», то есть Премьер Министром фараона. Некоторые из них являются также и жрецами и работают на храмы, приумножая их богатство. Писцы были весьма уважаемы за знания, но при этом вполне отдавали себе отчет в тех выгодах, которые можно было получить благодаря их положению. Вот как писал скриб Кхети своему сыну Пепи: «Это самая прекрасная из профессий!»
Тот, бог письменности, имел голову ибиса или бабуина.
Письменные принадлежности.
Все профессиональные писцы имели нечто вроде пенала, куда складывают свои письменные принадлежности. Он также служил и чернильницей. До начала работы писец готовил чернил. Существовало два вида чернил: красные для заголовков важных абзацев и черные для обычного текста. Чернила готовили из цветного порошка, который смешивали с клейким соком растений и водой. Затем выбирали перо — заостренную бамбуковую палочку, при помощи которой писали буквы. Зачастую, до начала письма скрибы зубами расплющивали кончик палочки, чтобы размягчить ее.
Предок бумаги.
В качестве основы для письма египтяне использовали листы, приготовленные из папируса, растения, которое в изобилии произрастало по берегам Нила. Чтобы изготовить такие листы, нужно было разрезать стебель папируса на длинные полосы, склеить их крест-накрест одна на другую, постукивая по ним деревянным молоточком и оставить высушиваться. Для непрерывного письма к краю листа приклеивали следующий лист и наматывали на деревянную палочку. Длина некоторых свитков могла достигать до 40 метров! Но папирус дорог и не всегда есть под рукой. Тогда, если нужно было просто сделать несколько записей, египтяне использовали черепки битых горшков или куски известняка.
Розеттский камень.
В 1798 году генерал Бонапарт начинает военную кампанию в Египет. Однажды французские солдаты обнаруживают около города Розетта гравированный камень, на котором имеются надписи с использованием трех видов письменности: иероглифов, облегченной версии иератического письма и греческой письменности. Эта последняя часть, которую смогли прочесть ученые, показала, что речь шла о переводе на три языка одного и того же текста. Сравнивая их, Шомпольону удалось расшифровать имя фараона Птолемея. Далее мало-помалу ему удалось расшифровать и смысл иератического письма и вновь оживить эту забытую письменность.
Заново открытые иероглифы.
Святая письменность египтян жила в течение тысяч лет. Затем, иноземные вторжения перевернули египетское общество: умер последний фараон, и пришла новая религия. Постепенно не осталось никого, кто был бы способен прочесть выбитые на монументах иероглифы. Только в начале XIX века иероглифы смогли снова расшифровать. Это открытие было сделано французским ученым Жаном-Франсуа Шампольоном. Начиная с возраста шестнадцати лет, он мечтал прочесть эти иероглифы. Для этого он выучил много древних языков, собрал множество документов. И именно благодаря одному из них, так называемому Розеттскому камню, ему удалось разгадать эту загадку.
Собрания текстов на папирусах хранятся в больших библиотеках.