Наступила осень – а вместе с ней пришло и время миграции птиц. Собравшись в огромные стаи, они начинают свой длительный перелет на зимние квартиры. Выстроившись в клин, в теплые краялетят журавли. И в этом нет ничего странного. Сезонные миграции для этих птиц обычное явление. Интерес вызывает вовсе не это, а клиновая форма построения журавлиной стаи. Почему птицы выбрали именно клин? Ученые сходятся во мнении, что при таком построении лететь птицам гораздо легче. И вот почему.
Клиновую форму построения используют все крупные птицы. Клином летят гуси, лебеди, ибисы, утки. Летящие клином птицы создают воздушные потоки, которые помогают им лететь и экономить силы, что во время длительного перелета чрезвычайно важно.
Впрочем, по поводу клинового построения птиц есть различные гипотезы. Одна из них связана с особенностями их поведения. То есть, лидирующую позицию занимает вожак, который летит впереди, а уже за ним выстраивается вся остальная стая. При этом порядок построения имеет иерархический характер, при котором лидер всегда летит впереди, а за ним следуют остальные птицы. В результате клин возникает чисто автоматически.
Однако это не единственное объяснение данного факта. Есть и другое, согласно которому, клиновое построение птичьей стаи связано с аэродинамикой. В таком порядке им просто легче и проще лететь. Но если этот так, тогда как объяснить тот факт, что данной формой построения не пользуются другие птицы. Те же скворцы, например, во время длительных перелетов выстраиваются в ровную линию, кулики летят змейкой, а в стае чаек вообще отсутствует какой — то порядок. Получается, что аэродинамика здесь абсолютно не причем. Возможно, летящий впереди стаи лидер является для остальных птиц ориентиром, указывающим правильное направление полета, но если вернуться к тем же чайкам, то можно заметить, что его там нет. Значит и эта теория не является правильной.
Загадку данного феномена попытались разгадать ученые из Великобритании Они решили проследить за поведением ибисов во время их сезонной миграции. С этой целью было выбрано 14 птиц, к которым прикрепили специальные датчики, с помощью которых можно было ежеминутно фиксировать их положение в стае.
В течение всего перелета ученые фиксировали показания датчиков, и затем провели анализ полученных данных. Результаты подтвердили правильность гипотезы, которая склонялась в сторону аэродинамического характера клинового построения стаи. Летящие сзади лидера птицы, старались выбирать такое положение, чтобы подхватывать крыльями отходящие от него восходящие воздушные потоки, что значительно облегчало полет. Ну а для этого нужно было несколько смещаться в сторону. В результате и образовывался широкий клин.
То, есть, в данном случае мы можем говорить о ведущей и ведомой паре птиц. Стоило ведущей птице сместиться и стать в одну линию с ведомой, как ситуация резко менялась. Вместо восходящих воздушных потоков возникали нисходящие, что затрудняло полет ведомого, и заставляло его корректировать свое положение. То есть, он снова смещался в сторону.
Получается, что клиновое построение стаи обусловлено двумя факторами: наличием восходящих воздушных потоков от ведущих птиц, которые используются ведомыми, для облегчения полета, а также необходимостью избавиться от нисходящих воздушных потоков, которые затрудняют полет. Чтобы максимально эффективно использовать восходящие воздушные потоки, птицы машут крыльями синхронно. В результате таких действий создается дополнительная тяга, которая значительно упрощает полет стаи, и помогает птицам экономить силы.
Справедливость данной гипотезы подтверждает и тот факт, что летящие клином венные самолеты расходуют намного меньше топлива. Хотя, по мнению ученых, эта аналогия, в данном случае, не совсем уместна. Реактивный самолет крыльями не машет, а значит, он не способен создавать разнонаправленных изменяющихся воздушных потоков. За ним возникает стабильный поток воздуха, одного направления. Птицам же просто сложнее маневрировать. Они вынуждены постоянно корректировать свое положение в стае, чтобы использовать энергию восходящего воздушного потока, создаваемого лидером. При этом такая возможность имеется лишь у крупных птиц. Мелкие пернатые во время своих перелетов используют совершенно иную аэродинамику. Но это уже совершенно иная история.