Все подданные Восточной империи в обязательном порядке должны были исповедовать вероучение именно такого толка, какой в данный момент был утвержден высшей властью. А ведь на троне в разное время сидели сторонники по крайней мере семи различных версий христианства.
Слово ортодоксия, которое славяне неточно переводили как «православие», означало на самом деле «правоверие». Но в этой ошибке таилась доля правды: государство бдительно следило за тем, чтобы человек «правильно славил Бога», исполняя все надлежащие обряды. Многие византийские философы мыслили и писали весьма вольно, однако их никто не трогал, пока они соблюдали формальные правила. Но за отклонение от официального вероучения – ересь — карали очень сурово. Считалось, что между государством и Церковью царит симфония, то есть согласие, что император, как глава государства, заботится о теле подданного, а патриарх, как глава Церкви, — о его душе. Бывало ли так, что это согласие нарушалось? Конечно. Иногда высшие церковные чины -иерархи — проявляли строптивость.
Так, патриарх Николай Мистик пытался запретить императору Льву VI жениться в четвертый раз. А патриарх Полиевкт воспротивился намерению Никифора II объявлять мучениками за веру всех погибших в войне против мусульман. Но в большинстве случаев Церковь безропотно подчинялась государству. Когда погибла Западная империя и на ее руинах образовались варварские королевства, в Западной Европе Церковь осталась единственной организацией, которая не рухнула вместе с Империей. К мнению христианских иерархов прислушивались даже жестокие завоеватели — крещеные варвары. Так росло политическое влияние папы римского. В Восточной же империи Церковь не имела ни политической власти, ни огромных владений. Священники получали жалованье, как обычные чиновники, никто из них не был огражден от унижений и произвола власти. Епископы были бедны. Если на западе Европы Церковь многие столетия была единственным средоточием грамотности и культуры, то на востоке духовные лица образованностью часто уступали мирянам.