Самый распространенный вид имеет форму куба, на каждой из сторон которого изображены числа от одного до шести. Игрок, бросив его на плоскую поверхность, видит результат на верхней грани. Кости — настоящий рупор случая, удачи или неудачи.
Случайность.
Кубики (кости) существовали давно, но ставший традиционным вид с шестью сторонами приобрели примерно за 2600 лет до н. э. Древние греки обожали играть в кости, и в их легендах герой Паламед, несправедливо обвиненный Одиссеем в предательстве, упоминается как их изобретатель. По легенде, он придумал эту игру, чтобы развлечь солдат, осаждавших Трою, захваченную благодаря огромному деревянному коню. Римляне во времена Юлия Цезаря также развлекались разнообразными вариантами игры в кости. По латыни кубик назывался datum, что означает «данность».
Запреты.
В Средние века, примерно к XII веку, игра в кости приобретает большую популярность в Европе: кубики, которые можно брать с собой повсюду, нравятся как воинам, так и крестьянам. Говорят, что существовало более шестисот разных игр! Производство игральных костей становится отдельной профессией. Король Людовик IX (1214-1270), вернувшийся из крестового похода, не одобрял азартные игры и распорядился запретить производство игральных костей во всем королевстве. Больше чем самой игрой власти были недовольны связанными с ней беспорядками — играли тогда в основном в тавернах и партии зачастую заканчивались драками и поножовщиной. Но никакие запреты не помешали игральным костям пережить время и дожить до наших дней.
Кости с «зарядом»!
Результат броска кубика всегда определен случайностью, но некоторые шулеры пытаются изменить это. Просверлив в кубике отверстие и залив в него свинца или ртути, можно добиться, чтобы бросок каждый раз давал один и тот же результат. Такой кубик называется «заряженным». Изготовленные из различных материалов, будь то золото, камень, хрусталь, кость, игральные кости могут иметь различные формы. Маленькие игральные кости в форме пирамиды (тетраэдра) были найдены в гробницах египетских фараонов, которые строили большие пирамиды! В различные времена изготавливались кости с 8, 10, 12, 20 и даже 100 сторонами. Обычно на них наносятся цифры, но на их месте также могут оказаться и буквы или изображения, давая простор для фантазии.
Как кидать кости.
У костей бывают не только различные формы, но и различные способы игры. Правила некоторых игр требуют совершать бросок определенным способом, как правило, чтобы избежать рассчитанного броска или чтобы кубик не остановился в наклонном положении. Иногда к ним прилагается специальный стакан, чтобы избежать обмана или падения за пределы игрового стола. В английской игре крепе все три кости должны обязательно удариться об игровой стол или стенку, чтобы не позволить обманщикам изобразить бросок, просто сдвинув кубик, но не повернув его.
Случайность и вероятность.
Кубик всегда дает случайный результат, который невозможно предугадать. С одним кубиком у игрока столько же шансов выбросить 1, сколько и 6 — все определяет случайность. С двумя кубиками, напротив, уровень случайности уменьшается, так как у игрока больше информации о результате: например, с двумя кубиками число 7 можно получить несколькими способами — выбросив 1 и 6, 5 и 2 или 4 и 3… Но возможность получить число 2 только одна: выбросив два раза 1. Таким образом, вероятность получить 7 выше, чем получить 2! Это называется теория вероятностей. С этим принципом связаны многие игры, особенно игры на деньги.
О применении игральных костей.
Кости могут представлять собой самостоятельную игру, без других элементов. Единственно чего практически не существует, так это игр для одного единственного кубика. Правила требуют как минимум двух (например, крепе). Чтобы играть в покер на костях необходимо иметь пять кубиков, ручку и бумагу. Цель -заполнить комбинации, схожие с комбинациями одноименной карточной игры, записывая очки за них в специальную таблицу. Кроме того, кубик — очень востребованная деталь для настольных игр, позволяющая передвигать фишки или решать исход игровых баталий.
Жребий брошен.
В 49 году до н. э. молодой Юлий Цезарь завоевал Галлию и вернулся в Помпею. Но его власть вызывала опасения у сенаторов, которые решили распустить его армию до его возвращения. Будущий император, прибыв к границам республики, решает нарушить приказ, перейдя ее с войском. Прежде чем пересечь Рубикон (реку, являвшуюся границей), он произнес перед своими легионерами «Аlеа jacta est» («жребий брошен»). Это изречение стало крылатой фразой, смысл которой в том, что, как и в игре, после некоторых принятых решений уже невозможно пойти на попятную.