Так получилось, что Пилатр де Розье в одно время с Бланшаром готовился к перелету через Ла-Манш, но только в направлении не из Англии во Францию, а наоборот. Бланшар успел первым выполнить перелет. Де Розье был настолько удручен этим, что прекратил подготовку к полету через пролив из Булони.
Однако в дело вмешалось правительство. Оно было чрезвычайно заинтересовано в опыте перелета именно из Франции в Англию — по вполне понятным соображениям: некоторые специалисты с самого начала имели в виду возможность военного использования воздушных шаров как для десанта, так и для сбрасывания бомб и зажигательных снарядов. Правда, серьезная постановка подобных опытов была не под силу королевскому Военному ведомству, крайне консервативному и бездарному, но все, же полет Пилатра был ценен для них как первая проба.
Де Розье был вызван к одному из министров, и воздухоплавателю было обещано 40 тысяч франков за удачный полет.
Таким образом, де Розье приступил к организации полета против своей воли, удрученный и разочарованный. Как нарочно, ветер все время дул с английской стороны. Много раз исследователь пытался вылететь и пускал пробные шары, но все его усилия заканчивались неудачей. Пилатр был готов бросить все, несмотря на настойчивые требования правительства. Но еще одно обстоятельство не позволяло ему этого сделать. Дело в том, что де Розье полюбил девушку из английской аристократической семьи, мисс Эйр. Лишь в случае успешного полета он стал бы достаточно богат, чтобы взять в жены мисс Эйр. Ее семья во время одного визита Пилатра в Англию также напомнила ему об этом. Де Розье решил совершить перелет любой ценой.
Следует заметить, что для своего полета он приготовил аэростат особого типа, который он назвал аэромонгольфьером. Дело в том, что после демонстраций изобретений Шарля и Монгольфье парижское общество разделилось на два лагеря: один поддерживал шары Монгольфье, а другой — Шарля. Де Розье решил объединить обе системы в одну. Основной шар он наполнил взрывоопасным водородом, а снизу прикрепил к нему цилиндрический баллон с жаровней. Нагревая или охлаждая воздух в этом баллоне, де Розье надеялся регулировать высоту полета своего аэромонгольфьера. Профессор Шарль, узнав о такой конструкции летательного аппарата, поспешил предупредить своего коллегу, что тот поставил жаровню под бочку с порохом. Но де Розье проигнорировал это предупреждение.
Весь аппарат имел высоту 23,3 м. Предполагалось, что жаровня достаточно удалена от водородного шара и не подожжет его. Пилатр упустил из виду, что в воздухе аппарат такой неустойчивой формы может согнуться или перевернуться, причем жаровня войдет в непосредственное соприкосновение с водородным шаром.
За несколько месяцев бездействия де Розье оболочка аэростата пришла почти в негодность. Но Пилатр и его спутник Ромэн решили рискнуть.
15 июня 1785 года Пилатр де Розье со своим другом Ромэном поднялись в воздух. Через полчаса вполне благополучного полета аэромонгольфьер совершенно неожиданно вспыхнул и рухнул с большой высоты. Путешественники упали на землю почти напротив Гур де Кру а, в 5 км от Булони и в трехстах шагах от берега…
Несчастный де Розье был найден с переломанными костями. Его спутник еще дышал, но не мог сказать ни слова и умер несколько минут спустя.
Пилатр де Розье был первым официально признанным человеком, взлетевшим на воздушном шаре, и первой жертвой катастрофы этого ненадежного летательного аппарата.