Кафка Франц (Прага, 3.7.1883 — Кирлинг, близ Вены, 3.6.1924). Изучал юриспруденцию в Пражском университете, получил в 1906 г. степень доктора. После годичной стажировки стал служащим страхового общества «Ассикурациони Дженерали». В 1908 г. перешел в другую аналогичную компанию, «Арбайтер-Унфалль-Ферзихерунгзанштальт», и работал в ней вплоть до своей преждевременной пенсии (1922). Первые его прозаические сочинения вышли в свет в 1908 г. на страницах журнала «Гиперион». К наиболее известным рассказам Кафки относятся: «Превращение» (Die Verwandlung, 1915) и «Приговор» (Das Urteil, 1916); они написаны в 1912 г., одновременно с началом первого романа Кафки «Америка» (тогда он назывался иначе: «Пропавший без вести», Der Verschollene). В 1914 г. Кафка пишет рассказ «В исправительной колонии» (In der Strafkolonie, 1919) и начал работать над романом «Процесс» (Der Prozess). Он никогда не отличался отменным здоровьем, а в 1917 г. у него диагностировали легочный туберкулез. В 1919 г. он пишет «Письмо отцу» (Brief an den Vater), своего рода сведение счетов с тираном, напрочь лишенным чувствительности и воображения; именно на него Кафка взвалил ответственность за свои постоянно расторгаемые помолвки. В 1922 г. он берется за свой третий роман «Замок» (Das Schloss). Умер Кафка в лечебнице. Кафка — единственный из прозаиков-экспрессионистов, снискавший громкую мировую славу. Между тем все его произведения были созданы в пределах именно того десятилетия, когда и происходило становление немецкого экспрессионизма; они выходили именно в тех журналах, сериях и издательствах, которые были связаны с экспрессионизмом. После его смерти вышли в свет шесть небольших томиков прозы Кафки; что же касается его литературной значимости, то здесь Кафка ставился в один ряд со многими другими писателями. Ситуация изменилась лишь после того, как Макс Брод, друг Фрейда и сам известный романист, издал три романа Кафки из его неопубликованного наследия: «Процесс» (1925), «Замок» (1926) и «Америка» (1927).
Кафка обладал даром воплощать в своих персонажах различные психологические и мифологические ситуации. Его отец желал бы видеть своего сына сильным и прочно стоящим на ногах; но Франц оказался хилым неумехой, которого отец презирал, стыдился и отторгал от себя. Именно эта ситуация вполне конкретно воплощена в «Превращении» и «Приговоре»; многим лишь после неоднократного прочтения открывается ирония и даже комичность этих произведений. Абсурдность удела человеческого раскрывается в «Процессе», «Замке» и рассказе «В исправительной колонии». Колония — это наш мир; все люди имеют отношение к пыткам; лишь к середине земного пути мы начинаем осознавать, в какую игру с нами играют; нас начинают колоть специальными иглами, и по прошествии двенадцати часов тела наши сбрасывают в ров. В «Процессе» речь идет о человеческой судьбе: с самого рождения мы несем в себе вину и обречены на смерть. Почему так происходит? Отчаявшийся К. пытается понять это — он выглядит как неумелый сыщик в вывернутом наизнанку детективе. Дюрренматт, в раннем возрасте прочитавший Кафку и испытавший его влияние, с еще большей четкостью формулировал этот тезис: Бог — садист, которому доставляет наслаждение мучить и распинать нас, невинных. «Замок» — это обитель Бога, который остается для нас недосягаемым и от которого мы не вправе требовать отчета.