Берг Альбан (Вена, 9.2.1885 — Вена, 24.12.1935). Альбан Берг вырос в семье, принадлежащей к венской буржуазной элите. Получил серьезное образование, имел особую склонность к занятиям литературой. В ранней молодости он не знал, чему отдать предпочтение — поэзии или музыке, отсюда его неизменное стремление достигнуть единства между экспрессивностью слова и чистотой, строгостью музыки. Кто-то отметил, что все творчество Берга воспринимается как одна грандиозная опера, подобие внутренней музыкальной драмы, тайной, сокровенной, но нашедшей внешнее выражение в «Воццеке» и «Лулу». Представленный в 1904 г. Шёнбергу как автор «Песен», Берг станет его послушным и доверчивым учеником (до 1910), а затем — верным последователем. Встреча двух композиторов, положившая начало крепкой дружбе, сыграла решающую роль в судьбе обоих. Для Шёнберга это время — наиболее плодотворный период: он постепенно переходит от романтизма к экспрессионизму, от тональной системы к экспрессивному атонализму. Бергу близки искания Шёнберга, и уроки великого педагога накладывают отпечаток на его музыкальное письмо. Эволюция стиля Берга охватывает три основных периода. С 1904 по 1914 г., находясь под непосредственным воздействием Шёнберга и еще не вполне преодолев влияние музыки Малера, он все дальше отходит от тональной системы. «Струнный квартет», ор. 3 (1909—1910), означает разрыв с романтизмом и предвосхищает экспрессивность поздней «Лирической сюиты». «Почтовые открытки Петера Альтенберга», пять песен для голоса с оркестром (1911—1912), первое исполнение которых в 1913 г. сопровождалось скандалом, вызванным в большей степени агрессивно-эротическим характером поэтических текстов, нежели особенностями партитуры, являют редкое для композитора сочетание резкости и сжатости, кричащей дерзости и лаконизма. Наконец, «Пьесы для оркестра», ор. 6 (1913—1914), отличаются интенсивной звучностью, превосходящей обычные возможности и слушателей, и исполнителей.
Начало второго периода (1914—1926), самого плодотворного, совпало с войной. Берг призван в армию, но из-за слабого здоровья переведен в военное министерство, что позволяет ему продолжать творческую работу. Главное произведение этого периода — опера «Воццек» (1917—1921), шедевр музыкально-драматического экспрессионизма. Творчество Георга Бюхнера (1813—1837), романтика-бунтаря, экспрессиониста, на столетие опередившего эпоху, — откровение для Берга. В 1914 г., очарованный пьесой Бюхнера, он занимается ее обработкой, старается сблизить драматургическую форму с музыкой (короткие сцены, сжатый, экспрессивный язык, сильные, почти грубые в своем выражении чувства). Сюжет сводится к следующему: любовь и злоключения бедного солдата приводят к трагической развязке: убив свою подругу Мари, Воццек кончает с собой. Музыкальный язык сочинения представляет собой образец чистого экспрессионизма. Строгая конструкция целого позволяет достичь в пространстве каждой сцены предельного напряжения, уравновешенного ригоризмом используемых классических форм (рапсодия, пассакалья, рондо, сонатная форма, фуга). Архитектура всего произведения (три акта по пять сцен в каждом) имеет опору и центр тяжести в среднем акте. Отказ от свободы, предоставляемой чистым атонализмом, здесь играет ту же роль, что и дисциплина серийной техники, которой Берг еще не подчинился. Ради достижения выразительности использованы все средства: резкость тембров, острота ритмов, пронзительность слов и голосового звучания, гармонический шок, столкновения сочетаний звуков — все это выливается в поистине демоническую экспрессию. Опера, премьера которой состоялась в Берлине в 1925 г., вызвала саркастическую реакцию критиков.
В «Камерном концерте» (1923—1925) композитор вновь обращается к проблематике добровольного подчинения сдерживающей структуре, но искушение серийного письма еще более усиливает напряжение.
Экспрессивность «Лирической сюиты» (1925—1926) обусловлена найденным соотношением между структурой и стилем. Берг использует атональное письмо и додекафонную технику. Взаимное наложение, переплетение двух начал, выразительное чередование принципов свободы и строгости создают впечатление глубокого дыхания музыкальной ткани, эффект раздвоения и переклички.
Лирическая драма «Лулу», кантата «Вино» и «Скрипичный концерт» — основные произведения позднего периода, для которого не характерно творческое совершенство предыдущего этапа.
Композитор начал сочинять оперу «Лулу» в 1928 г. Он сам написал либретто по двум драмам Ведекинда («Дух земли» и «Ящик Пандоры»), представляющим собой сатиру на буржуазию, приговор ее эстетическим и моральным ценностям. Музыкальное письмо свидетельствует о столь же бескомпромиссных структурных поисках, что и в «Воццеке», но здесь Берг обращается к додекафонии, используя все ее лирико-драматические возможности. Трудно, однако, судить о сочинении, работу над которым автор не завершил.