Может ли скульптура без головы и рук олицетворять совершенство?

0
3488

Средиземное Море. Оно коварно кажущимся спокойствием. На самом деле, коварные воды моря, омывающего три материка, погребли под собой тысячи мореплавателей и их кораблей. Немало останков кораблей покоится на дне и из-за бесконечной череды морских сражений. От древних египтян, греков, римлян до конфликтов ХХ столетия. На протяжении трех тысяч лет на дно моря опускались останки погибших людей и кораблей.

Каждый из моряков молился своему божеству перед сражением и просил даровать победу. Богиней победы у греков была Ника. Ей молились, ее почитали, ей посвящали храмы и статуи. Одна из статуй Ники была обнаружена в 1863 году на острове Самотраки. Об этой известной скульптуре и пойдет речь в нашем повествовании.

Находка принадлежит любителю археологии, который был консулом Франции в Греции. Шарль Шампуазо организовал экспедицию с целью исследования древнего святилища племени кабиров, населявших остров в III-II веках до Р.Х. Дипломат не особенно рассчитывал на крупную находку, однако, в один из апрельских вечеров, рабочие наткнулись на фрагмент мраморной скульптуры.

При свете фонарей ночью, раскопки продолжились. Слой за слоем, островная земля освобождала мраморную женскую статую с крыльями. Сомнений с идентификацией не возникло. Археолог хорошо изучил древнегреческую мифологию и знал, что женщиной с крыльями может быть только богиня Ника.

После извлечения статуи и останков постамента в виде корабельного носа, сомнения исчезли вовсе. Перед взором Шампуазо предстала богиня во всем своем величии и грации. Через короткое время скульптура отправилась в Париж и заняла достойное место на лестнице галереи Дарю Лувра. Тогда же и был определен возраст статуи, который, однако, не бесспорен до сих пор.

Можно долго говорить об истории скульптуры, можно спорить о дате ее создания. Но нельзя не восхищаться грацией тела, которое проступает сквозь «воздушные» складки мраморной одежды богини. Не вредит скульптуре и отсутствие рук и головы. Искусство неизвестного скульптора поражает. Он виртуозно владел резцом и создал из золотистого парийского мрамора настоящее произведение искусства, наилучший символ победы, смиренное поклонение перед величием богини.

Неудержимая динамика движения богини подчеркнута развивающейся на ветру одеждой. Хитон так мастерски выполнен, что у зрителя не возникает даже подозрения в том, что хитон мраморный. Пропорции женской фигуры поражают своим величием и совершенством. Тело упругое и сильное. К нему так и тянется рука, чтобы прикоснуться и ощутить силу богини.

Выставленная вперед нога богини естественно обозначает шаг вперед. В сочетании с развивающимися крыльями, поступь богини уверенна и внушает чувство радостной победы. Внутри все ликует. Это утонченная передача настоящего совершенства, присущего божественному созданию. Не беда, что статуя без головы, зритель может использовать воображение, чтобы построить полный образ греческой богини.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ