Радует, что наши учителя умные и хотят быть богатыми. Огорчает другое: а кто будет работать с талантливыми детьми? Таких учителей с каждым годом становится все меньше. Уровень детей, поступивших в педагогические ВУЗы, оставляет желать лучшего.
Почему талантливых людей так мало? Что у нас делается для поддержки талантливой молодежи? И почему талантам надо помогать? Один философ очень метко подметил риторическим вопросом: «Почему полезная культура в огороде требует ухода, а сорняк произрастает сам собой?». Да, если мы хотим растить талантливую молодежь, то должны вкладывать в молодежь работу и средства. «Если ты такой умный, то почему небогатый?» — говорят американцы. Вот и наши учителя начали считать деньги:
- 50-60 тысяч белорусских рублей (17-20 $) они получают за подготовку призера школы;
- 80-120 тысяч — за призера областного тура республиканской олимпиады;
- 150-200 тысяч — за призера заключительного, республиканского, тура олимпиады, и это все от школы;
- 100-200 тысяч — за призера области от города;
- 300-600 тысяч — за призера республиканского тура от области.
И это только в самые благоприятные времена! В отдельных случаях администрации районов и областей ограничиваются рукопожатием и ценным подарком, который состоит из вазочки или часов-приемника. Таким образом, учитель за подготовку призера республиканской школьной олимпиады по своей дисциплине получает от 680 000 до 1 180 000 рублей в год!
Организовав в нынешнем году в школе оказание платных услуг (уроки математики), я восемь месяцев получал по 200-250 тысяч рублей в месяц. А средний репетитор в месяц получает не менее 320-500 тысяч рублей. Общаясь с учителями, все чаще убеждаешься в том, что почти все выбирают «альтернативу».
Радует, что наши учителя умные и хотят быть богатыми. Огорчает другое: а кто будет работать с талантливыми детьми? Таких учителей с каждым годом становится все меньше. Уровень детей, поступивших в педагогические ВУЗы, оставляет желать лучшего. Это тревожный сигнал. Более 70% учителей школ — это учителя со стажем более 30 лет. Им 30 лет обещали повышение зарплат, и их очень трудно уговорить работать с талантливыми детьми. Молодые учителя бегут из школ, как только отработают два года! Что будет со школой через 5-10 лет, когда основной костяк педагогов уйдет на пенсию? Хочется предложить несколько выходов из этой ситуации.
Во-первых, заработная плата учителя зависит сегодня от ставки и количества учебных часов. Да, ставку нам обещают поднять, но нагрузка на учителя в часах однозначно уменьшится, что связано с уменьшением количества учащихся, поэтому повышения заработной платы фактически никто не почувствует. Заработная плата повысится только у тех, кто работает на полторы ставки и более, а таких сегодня мало. Остальным придется сводить концы с концами. Поэтому для некоторых категорий учителей необходимо снизить количество часов на ставку с 18 до 16.
Во-вторых, учителей, подготовивших призеров областной олимпиады, надо приравнять по статусу к учителям гимназии, а учителей, имеющих призеров республиканской олимпиады, приравнять к статусу преподавателя лицея. Издевательством было бы сказать, что школьные учителя работают хуже учителей гимназии и лицея, так как за меньшее количество часов им удается подготовить учеников, которые превосходят знаниями многих гимназистов и лицеистов.
В-третьих, при проведении стимулирующих и поддерживающих занятий необходимо устранить условие, согласно которому занятие проводится и, соответственно, оплачивается только тогда, когда на нем присутствует трое и более учащихся. А если у меня один призер области, и я его готовлю к участию в республиканском туре олимпиады, то это занятие мне не оплачивается! Поэтому учителя просто вынуждены обманывать, проводя занятие с одним учеником, а в журнал записывают троих, беря грех на душу.
В-четвертых, контактируя с коллегами из других областей, невольно начинаешь думать, что мы живем в разных государствах, так как в одной области за ребенка, который привез диплом второй степени, дают 700 000 рублей и ноутбук, а в другой области — ничего, так как в бюджете не хватило денег?! Поэтому местные бюджеты должны перечислять деньги на чествование победителей предметных олимпиад в республиканский бюджет, а там необходимо утвердить твердые ставки победителям и не бегать с протянутой рукой по инстанциям.
В-пятых, победителям олимпиад, которые подали документы в ВУЗ, нужно предоставлять общежитие обязательно, а не выделять общежитие «в первую очередь», как записано в инструкциях. Этой очереди многие из них так и не дождутся. На многие факультеты поступило столько призеров олимпиад, что лимит мест, выделенных факультету (с учетом социальных мест), — мизерный. И строить общежитий нужно больше…
С уважением — Анатолий Сафонов, учитель СШ № 10 г. Жлобина.