«Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины» — это начало «Божественной комедии» Данте, написанной им в XIV в. Примерно так почувствовали себя к тому времени европейцы. «Путь», который они прошли, — предыдущие несколько столетий — известен в мировой истории как средние века. Средневековье не было таким уж «сумрачным лесом». Просто в начале I тысячелетия в Европе распространилось христианство, и более десяти веков ушло у ее жителей на то, чтобы осмыслить это явление. А погруженный в свои мысли не нуждается в ярком свете и замечает окружающее только краем глаза. Главное — чтобы не мешали. В XIII веке европейцы начали выходить из раздумий, а к XV веку очнулись окончательно. Они выросли из средних веков, как вырастает из одежды человек, прибавляющий в росте. Почувствовали, что жмет, рвется, и стали озираться в поисках чего-нибудь взамен. Оказалось, что вокруг мир — яркий, огромный, красивый. Как летний луг. И люди сначала постояли с краю, а потом пошли по этому лугу жизни, наслаждаясь им, исследуя его и на каждом шагу совершая открытия. А попутно они старались нарисовать его, вылепить, по-новому застроить, так что каждый их шаг остался жить в искусстве. То, что тогда произошло, и называется Ренессансом. Данте недаром был итальянцем. Так сложилось исторически, что родиной Ренессанса стала Италия, а столицей — город-государство Флоренция. Ни до, ни после, нигде больше на протяжении короткого (в масштабах истории) отрезка времени так не любовались миром (и собой), не рождалось столько гениев, не открывали столько нового, не были так одержимы творчеством, не оздавали такого количества шедевров. Ренессансы случались и в другие века, но этот, итальянский, был столь ярким и бурным, что даже из нашего времени кажется праздничным фейерверком.
Красивое французское слово Ренессанс, что значит возрождение, известно как специальный термин с XVIII века, когда искусство XV-XVI вв. начали по-настоящему изучать. А в XIX веке понятие Возрождение ученые распространили на все проявления жизни. Но уже свидетели Ренессанса понимали, что происходит нечто из ряда вон выходящее. Джорджо Вазари, итальянский художник и историк искусства XVI века, первым назвал это «нечто» Возрождением. Он, правда, имел в виду только искусство.
Искусство Ренессанса «стоит на трех китах» — живописи, скульптуре и архитектуре. Их считали наилучшими из искусств. Многие мастера Возрождения были сведущи во всех трех. Самый выдающийся тому пример — Микеланджело, которого современники называли «единственным скульптором, величайшим живописцем и превосходнейшим архитектором».