Империя Каролингов, несмотря на все стремление Карла уподобиться римским императорам, имела не так много общего с Римской империей эпохи расцвета. Территориально она была гораздо меньше, в военном и экономическом отношении – слабее. Кроме того, прочность государства расшатывали национальные разногласия. Франки в период завоеваний Карла подчинили себе множество различных народностей и племен. Проблему управления, которую римляне решали по знаменитому принципу «Разделяй и властвуй», Карл не успел — или не сумел — решить никак.
На вновь завоеванных окраинах Империи еще при жизни Карла местные жители то и дело пытались выйти из-под власти франкского императора. С другой стороны, графы, полностью контролировавшие подчиненные им области, вели себя по отношению к императору все более независимо. Опиравшаяся исключительно на военную силу Империя, не успев возникнуть, уже начала разваливаться.
Карл Великий умер в 814 году, и престол перешел к его сыну — Людовику Благочестивому. Однако уже в 817 году трое сыновей Людовика – Карл Лысый, Людовик Немецкий и Лотарь – потребовали от отца раздела империи. Людовик, надеясь унять семейную распрю, поделил Империю между сыновьями. Однако мира он этим не добился. Началась война, в которой сыновья одержали верх над отцом. Затем Людовик Немецкий и Карл Лысый начали совместные боевые действия против старшего брата Лотаря.
В 843 году все трое наконец пришли к соглашению. Город Верден стал местом подписания договора о разделе каролингской империи. Старший из братьев, Лотарь, сохранял за собой императорский титул. Его владениями становилась Италия, Бургундия и Лотарингия. Западные области Империи (территория современной Франции) отходили Карлу Лысому, а восточные земли – Людовику Германскому. В рамках этих новых государств позднее сформировались три основных западноевропейских народа – итальянский, французский и немецкий.
Верденский раздел сегодня, с учетом современной карты многонациональной Европы, кажется вполне естественным и логичным. Однако причина и следствие после раздела поменялись местами. Братья делили Франкскую империю, менее всего заботясь о национальном единстве каждой из ее частей. Этническая общность, установившаяся в новых королевствах еще перед разделом, имела для них второстепенное значение. Основной проблемой, которую пришлось решать трем королям, стал экономический вопрос. Различные области Империи, как известно, были неравномерно развиты в экономическом плане. Поэтому при проведении новых границ главным было дать каждому правителю поровну земель.
Французский историк Р. Дион подметил одну особенность, отличающую христианский мир Западной Европы (в частности, во времена Каролингов) от античного мира. Греко-римская античность, центром которой было Средиземноморье, прокладывала основные торговые пути «параллельно экватору», т.е. в рамках сравнительно изолированных друг от друга климатических зон. В новой Европе же все более усиливались торговые отношения «по меридианам», между Севером и Югом. Первый был богаче природными ресурсами, второй – сельскохозяйственной продукцией. В соответствии с этим формировались и новые торговые пути, привязанные к крупнейшим рекам германского мира. Раздел по экономическим соображениям как раз и привел к образованию национальных государств, долгое время затем игравших ведущую роль в политической и экономической жизни Западной Европы.
После Верденского раздела империя Каролингов фактически прекратила свое существование. Власть каролингской династии распространялась лишь на Западно-Франкское королевство, будущую Францию. Титул императора не давал его обладателю никакой реальной власти и к Х веку вообще исчез. Вновь возникшие государства немедленно попали в крайне сложную политическую ситуацию. Со всех сторон к границам прежде могучей империи подступали новые завоеватели. В первую очередь усилили натиск арабы. Не сумев одержать побед над Карлом Великим на материке, они направили все силы туда, где военная мощь Каролингов традиционно была невелика – на море.
Карл никогда не придавал флоту большого значения, тем более что морские границы его владений были очень далеко от основных земель. Даже неудачи франкского флота в борьбе с Византией не заставили императора позаботиться о создании морской армады – она просто была ему не нужна. Словом, арабам не составило большого труда практически сразу после смерти императора обрушиться на южные границы Италии. В 827 году арабы-сарацины высадились на Сицилии и завоевали ее почти всю. Сицилия стала базой, откуда они могли почти беспрепятственно совершать набеги на Апеннинский полуостров. Однажды сицилийские арабы даже сумели захватить и разграбить Рим. Впрочем, закрепиться на относительно длительный срок они сумели только на Сицилии. Другой базой сарацин стало французское побережье Средиземного моря, открывавшее путь в глубинные земли.
Подобная ситуация складывалась и на северных морских границах Франкского государства. Племена германцев, жившие на Скандинавском полуострове – «люди с севера», норманны – открывали для себя плодородные и богатые материковые земли. Поначалу норманны промышляли исключительно морским разбоем, а затем перешли к набегам на прибрежные поселения. Очень скоро норманны стали главной опасностью для всех материковых государств. Не ограничиваясь побережьем, они совершали дерзкие налеты вглубь материковой Европы. В 860 году норманны дошли до Северной Италии, а позднее отобрали у арабов Сицилию, где довольно долго существовало их независимое королевство, оставившее крайне своеобразное культурное наследие, сплав арабской и норманнской культур.
После сравнительно непродолжительной истории грабительских рейдов, норманны стали понемногу переселяться на континент. Поселения, изначально служившие исключительно «базами» для новых набегов, становились полноценными городами. А вскоре норманны перешли и к политическим действиям. Особенно в IX – X веках активизировались датчане. Они подчинили себе значительную часть англосаксонских земель, принудив английских королей к выплате крупной дани.
Датчане покушались и на территории франков. Действуя где прямой силой, где принуждением, они получили в свое распоряжение ряд территорий, принадлежавших Западно-Франкскому королевству. Основным их поселением стала область на севере Франции – Нормандия, откуда в 1066 году войско нормандского герцога Вильгельма напало на Англию.
Третьей серьезной напастью, обрушившейся на границы бывшей империи Каролингов, стали венгры (мадьяры) – кочевые племена тюркского происхождения, родственные гуннам. Венгерская конница, легкая и стремительная, во многом превосходила тяжелую рыцарскую кавалерию франков, а во владении луком венгры не знали себе равных. Закрепившись на землях на востоке Европы, откуда Карл Великий веком раньше изгнал аваров, венгры в течение пятидесяти лет совершали набеги на Запад, напомнив европейцам о страшных временах, казалось канувших в Лету. Каролинги не могли противостоять венграм. Лишь в середине Х века Оттон I, король Германии и будущий император, разгромил мадьярское войско, положив конец истории варварских нашествий в Западной Европе.
Интересные сведения:
- Норманны (от сканд. northman – северный человек)– имя, которым в западной Европе называли скандинавов в VIII – XI вв.
- Оттон I (912 – 973), король Германии с 936 г., император Священной Римской империи с 962 г.