Карл Великий – едва ли не самая яркая личность в истории Раннего Средневековья. Он прославился не только как выдающийся полководец и умелый политик и не только как основатель могучей державы. При Карле — впервые со времен упадка Рима – оживилась давно застывшая и деградировавшая культурная жизнь христианского общества.
Сам император был человеком образованным (что среди правителей его времени уже было большой редкостью). Карл владел латынью – языком, к IX веку почти умершим и переродившимся в так называемую «кухонную латынь», имевшую мало общего с классической. Ближе к концу жизни Карл даже выучился читать.
По поводу и без повода.
По свидетельству хронистов каролингской эпохи, Карл Великий учился грамоте по деревянным буквам, изготовленным специально для него. Одним из любимых развлечений императора, занявшегося своим образованием, было угадывать буквы в темноте, на ощупь.
Скорее всего, эта история не вымысел. Она дает дополнительное представление о том, что значила образованность в Темные века, если даже император относился к ней отчасти как к забаве, отчасти – как к магическому искусству, доступному далеко не всем. Уже само стремление Карла обучиться грамоте, которой варварские короли зачастую пренебрегали, говорит о многом и рисует императора как крайне неординарного для своего времени человека.
Высоко ценя образованность, Карл приглашал к своему двору выдающихся ученых. Очень скоро вокруг императора сформировался круг самых блестящих умов Раннего Средневековья. Богословы и историки, высокообразованные писатели съезжались к франкскому императору со всех концов Европы. Англосакс Алкуин и лангобард Павел Диакон, готские, испанские и итальянские ученые из всевозможных монашеских общин составили блестящую плеяду, поднявшую культуру франкской империи на новый уровень.
Вокруг самого императора собрался кружок особо приближенных ученых. По античному образцу, Карл назвал это собрание Академией. Ее участники носили имена героев античного мира или библейских персонажей. Самого Карла на собраниях Академии именовали Давидом, по имени библейского царя. Светская по форме, Академия Карла Великого носила все же церковный характер, и это вполне естественно. Ученость вплоть до начала Высокого Средневековья оставалась уделом исключительно обитателей монастырских общин. Монастырская наука была одним из источников, из которых выросло специфическое мировоззрение Средневековья, смотревшего на весь мир через призму божественного.
Помимо заботы о мудрецах (к покровительству ученых питали слабость многие правители в Европе – вспомним хотя бы блестящий двор Аттилы), Карл распространял просвещение по всей стране, прежде всего среди своих чиновников. Придворные ученые помогали ему создавать школы, выпускавшие грамотных судей, государственных чиновников и священников. Разумеется, оплотом учености оставались монастыри и другие церковные структуры. Карл, в частности, обязал епископов создавать учебные заведения для молодых людей, которые готовились к государственной службе.
Другое важное деяние Карла как покровителя образованности носило гораздо более важный исторический характер, чем подготовка чиновников. В монастырях по всей Европе еще с позднеримского времени писцы-копиисты переписывали обветшавшие тексты античных авторов. Заслугой Карла было то, что он систематически занялся поиском и переписыванием древних книг. Королевские гонцы привозили со всех концов страны греческие и латинские рукописи, которые переписывались в специально построенных обширных скрипториях. Благодаря армии переписчиков императора до ученых более позднего времени дошли копии многих сочинений авторов античной эпохи и раннехристианских писателей. Несомненным достоинством этих копий была их разборчивость – при Карле Великом был разработан особый стиль письма, именуемый каролингским минускулом. Каллиграфические буквы единого образца, характерные для рукописей каролингской эпохи, выгодно отличают их не только от чудом уцелевших античных пергаментов, но и от многих латинских сочинений более позднего периода, Высокого Средневековья.
Интересные сведения:
- Кухонная латынь – искаженный латинский язык, засоренный словами местных наречий, бывший в Темные века почти повсеместно разговорным языком и заложивший основу для возникновения национальных языков Западной Европы.
- Флакк Альбин Алкуин (ок. 735 – 804) – англосаксонский ученый, автор философских, грамматических и математических учебников и богословских трактатов.
- Павел Диакон (ок. 720 – 799) – лангобардский историк, автор «Истории лангобардов».