Итак, пантеон князя Владимира не объединил племена Русской земли с их разными верованиями. Языческим богам не могли поклоняться и жившие в Киеве христиане. Соседи Руси также не признавали язычества.
В 985 году Владимир отправился в поход на волжских болгар, которые приняли ислам еще в начале X века. Одержав победу, он заключил с ними мир. Но на следующий год болгарские послы явились в Киев со словами: «Ты, князь, мудр, но не ведаешь закона». Они имели в виду, что Владимир оставался язычником, не знал Священного писания, почитаемого и христианами, и мусульманами, и иудеями. С язычниками невозможен был настоящий мир — ведь они клялись соблюдать его именами разных богов, которых не признавали последователи Корана и Библии.
Владимир отправляет послов для «испытания» вер (древнерусская миниатюра).
Тогда Владимир начал «испытывать» разные веры и обратился за разъяснениями к волжским болгарам, исповедовавшим ислам. Они рассказали об обрядах, которые должны были соблюдать, и о запрете на питье вина. Владимир ответил: «Руси есть веселие пити» — и отверг ислам. Дело было, конечно, не в любви к вину: все важнейшие дела обсуждались русскими князьями с дружиной в том числе на пирах. Недаром Владимир славился своими пирами, память о них сохранилась в былинах.
Вслед за болгарами к Владимиру явились «немцы от Рима» — германские миссионеры, посланные папой римским. Они стали проповедовать латинское, то есть римское, христианство. Но Владимир знал, что за миссионерами стоит Германская империя с ее «натиском на Восток» (завоеванием славянских земель). Немецкий епископ уже пытался склонить к своей вере его бабку Ольгу и был ею изгнан. Отверг немецкую миссию и Владимир.
Тогда к князю пришли хазарские иудеи. Они говорили об истинности своей древней веры. Владимир же спросил, где их земля: ведь он знал, что Хазарию разгромил его отец. Иудеи признались, что своей земли у них нет — Бог рассеял их по разным странам. Владимиру такая вера не годилась — ему необходимо было обустроить вою Русскую землю, сплотить подвластные ему племена, и в этом ему должна была помочь новая единая вера.
Наконец, в Киев пришел грек, которого за мудрость летописец прозвал Философом, как и первоучителя славян Кирилла-Константина. Он рассказал Владимиру о Священном писании, о своей христианской вере и показал изображение Страшного суда. Князь увидел праведников, идущих в рай, и грешников, горящих в адском пламени. Конечно, Владимир предпочел рай.
Крещение князя Владимира и его дружины в Корсуни (древнерусская миниатюра).
Он созвал бояр — старших дружинников — и стал советоваться с ними, какую выбрать веру. Бояре захотели дополнительно испытывать веру — побывать на богослужениях у мусульман, латинян и греков. Церковная красота в Царьграде поразила их: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле», — вспоминали русские послы. Владимир решил принять христианство по греческому обряду. Не только красота привлекала в нем русских людей: греки Кирилл и Мефодий уже перевели греческие богослужебные книги на славянский язык. Это богослужение было понятным на Руси.