Затопит ли море Эйфелеву башню? Причины и последствия глобального потепления.

0
1566

«Вниманию пассажиров! Сейчас наш самолёт пролетает над тем местом, где когда-то был Лондон, столица Великобритании. Нетрудно заметить, что над водой до сих пор виднеются башни Вестминстерского аббатства и верхушка знаменитых часов Биг Бен. Полчаса спустя мы будем пролетать над Парижем, также скрытым морской водой, и вы увидите часть Эйфелевой башни».
В наши дни такую фразу можно прочитать лишь в жутковатом фантастическом романе, где описывается какая-то глобальная катастрофа, постигшая нашу планету. Вместе с тем, в последнее время появились предположения, что в относительно недалёком будущем некоторым городам планеты, в том числе Лондону и Парижу, и в самом деле всерьёз грозит подобная печальная участь. Да и многие другие места на Земле могут измениться неузнаваемо. Почему? Вот об этом и рассказ.

Великое потепление?

Летом 2003 года телерепортажи из многих столиц Европы поразили мир. Люди купались в фонтанах, не встречая препятствий со стороны полиции, да и сами полицейские, казалось, тоже не прочь были забраться в воду. Перегревшиеся автомобили стояли на улицах без движения. Зато быстро сменялись в сторону увеличения цифры на уличных термометрах, которые тоже то и дело показывали в телерепортажах. В том же Париже жара поднималась до сорока градусов, ещё жарче было в Риме и Афинах. Учёные-синоптики отмечали, что побиты все температурные рекорды.
В следующем году эту эстафету словно бы подхватила Северная Америка. Весь запад Соединённых Штатов поразила не только невыносимая жара, но и сильнейшая засуха. Начались лесные пожары, перекидывающиеся из штата в штат. Кроме того, в том же 2004 году на страну обрушилось небывалое количество страшных смерчей — торнадо. Некоторые из них пронеслись в тех местах, например в Сиэтле, где подобных стихийных бедствий никогда прежде не случалось.
Сопоставив все эти факты, даже несведущий человек почувствует, что с климатом нашей планеты происходит что-то неладное. Что касается учёных, то они уже давно бьют тревогу, утверждая, что на Земле началось великое потепление, которое может происходить очень быстро и, увы, принести человечеству немало бед. Причём виновными в них будем мы сами.
О так называемом «парниковом эффекте» слышали, наверное, все. Само это понятие родилось ещё в начале XIX века, когда французский физик Жозеф Фурье предположил, что земную атмосферу можно сравнить со стеклом в теплице: воздух пропускает солнечное тепло, но не даёт ему уйти обратно в космос. Предположение оказалось абсолютно верным — благодаря этому «парниковому эффекту» средняя температура на Земле составляет сейчас 15 градусов по Цельсию. Однако по данным учёных в ближайшие четверть века она может повыситься — всё больше и больше тепла в атмосферу выбрасывают заводы и фабрики, транспорт, есть для этого и некоторые другие причины, также связанные с хозяйственной деятельностью человека. Повышение составит около 0,7 градуса. На первый взгляд, совсем немного. На деле это приведёт к серьёзнейшим последствиям.
В тропиках, например, осадков будет выпадать ещё больше, так как дополнительное тепло повысит содержание водяных паров в воздухе. А в засушливых районах дожди вообще прекратятся, и в конце концов огромные площади превратятся в пустыни. Повышение температуры вызовет таяние арктических, антарктических и горных льдов, из-за чего существенно поднимется уровень Мирового океана. Неудивительно, что многим городам — Лондону, Парижу, Риму, Нью-Йорку, Санкт-Петербургу и сотням других грозит затопление. Поднимется и температура океана, а нарушение обычного теплового баланса станет причиной ужасающих штормов.
Направление привычных ветров также изменится, что приведёт к поразительным результатам. Известно, например, что многие тысячелетия ветер переносит над Атлантическим океаном пыль из Сахары, удобряющую почву бескрайних амазонских лесов, которые называют «лёгкими планеты». Глобальное потепление изменит сложившийся порядок, и леса в Южной Америке исчезнут, зато Сахара станет зелёным субтропическим лесом. И это ещё далеко не полный перечень ожидающих нашу планету метаморфоз.
Стоит только представить всё это воочию, хотя бы затопленный Санкт-Петербург, и голова пойдёт кругом. Тем более что произойдут эти глобальные перемены, по мнению некоторых учёных, очень быстро, буквально в течение нескольких десятилетий. А начало уже положено, о чём свидетельствуют то небывалая жара в том или ином месте Земли, то непредвиденный смерч. Льды Арктики и Антарктики в самом деле стали быстро таять — это подтверждённый факт. Сможет ли человечество хоть как-то противостоять последствиям великого потепления?

Великое похолодание?

Впрочем, по мнению некоторых учёных, глобальное потепление может стать причиной… глобального похолодания. И в центре такого варианта развития событий окажется знаменитая «река в океане» — Гольфстрим.
Кому неизвестно, что этот огромный ток тёплой воды движется по поверхности Атлантического океана с юга на север, доходя вплоть до Баренцева моря. Именно Гольфстриму Северная Америка, а также Северная и Западная Европа обязаны своим относительно мягким климатом.
Гольфстрим движется по замкнутому циклу, описывая огромную трёхмерную восьмёрку. Дойдя до северных широт, он охлаждается, опускается на дно, возвращается на юг, где нагревается, и вновь поднимается на поверхность, начиная очередной виток. Причём большую роль в этом «вечном движении» играет не только температурный режим, но и концентрация соли в океане. Она во многом определяет скорость движения Гольфстрима.
Однако, раз арктические льды быстро тают, концентрация соли в северной части Атлантического океана уменьшается, и Гольфстрим замедляет ход. Это подтверждают исследования учёных-океанографов. Что произойдёт дальше, нетрудно представить: в конце концов «мощность» Гольфстрима упадёт настолько, что он перестанет доставлять тепло в высокие широты. Это означает, что Западной Европе грозит катастрофическое похолодание с невероятными морозами и неумолимым наступлением льдов.
Согласитесь, картины покрытых ледниками Лондона, Парижа, Санкт-Петербурга, множества других городов тоже не слишком радуют воображение. Вот разве что только сразу же напрашивается простая мысль: раз похолодает, льды перестанут таять, а значит, и концентрация солей в океане не будет больше уменьшаться… Может, тогда и Гольфстрим, в конце концов, вернётся к прежнему режиму и будет нести тепло в северные широты?
В общем, ясно одно: проблема глобального потепления (или глобального похолодания) требует того, чтобы человечество отнеслось к ней очень серьёзно. То, что она существует, непреложный факт. Как и то, что единого отношения к проблеме у науки пока нет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ