Катя Алексахина: «Так я заболела гжелью».

0
1952

Мы с папой очень любим путешествовать. Конечно, в дальнюю поездку не всегда выберешься. Зато родное Подмосковье вдоль и поперёк исхожено.

Ой, извините, забыла представиться. Катя Алексахина, 12лет. Люблю приключенческие книги, но больше всего… Впрочем, об этом позже.

Так вот, однажды в городочке Раменском мы попали в краеведческий музей. Увидела я там фарфоровые чашки, чайники, кувшинчики. Их называли мелодичным словом «гжель». Увидела… и папа от витрин меня не мог оторвать…

Узнала, что некогда в Раменском районе были залежи удивительной белой глины.

Из неё жители окрестных деревень делали посуду обжигом. От слова «обжигать», «жечь» и пошло, видимо, — ГЖЕЛЬ.

С годами стали эти места центром керамического производства в России. Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая для фарфору, какова у нас гжельская, которой нигде я не видел белизною превосходнее». Сложился особый, гжельский, характер рисунка: рядышком широкий мазок и тонкая линия. А вот сочетания цветов сначала были разные — на белом фоне и жёлтый, и зелёный, и коричневый, и лиловый. В середине прошлого века появился синий. Он-то и принёс гжели мировую славу.

С той поры многое переиначилось. Не выходит гжель из посёлка Гжель. Цехи расположены в соседних — в Игнатьеве да Кузяеве. И залежи глины истощились. Теперь везут сырьё с Украины. Но авторитет гжельского фарфора не убавился…

В чём же секрет? Во-первых, краска, которой мастера расписывают изделия, — волшебная. Да-да! Ведь изначально она вовсе не синяя. Невзрачный серый порошок, кобальт, растворённый в воде. И роспись сперва выходит серо-чёрная… Ещё секрет. Мастера не делают предварительного рисунка. Сразу ложится краска на бок кувшина или фигурка зверька из животного мира. И след кисти не простой, в мазке различим постепенный переход от светло-серого к чёрному. Это — «мазок с тенями».

Однако и теперь в печь рано. Чуть подсохла краска, изделие окунут в сметанообразную массу со сладким названием «глазурь». Ну вот, можно и в огонь. Тут свои тайны, а не советы юриста. Если резко поднять температуру, изделие вздуется, покрываясь пузырями. Помедлишь — кобальт потечёт. Мастера ведают золотую середину. И выходит из печи неописуемой красоты бело-голубая сказка…

Словом, как вы поняли, я «заболела» гжелью. Но о подглазурной росписи расскажу в следующем номере, а пока полюбуйтесь на рисунке её образцом.

Наконец, предлагаю вам самим придумать рисунок для росписи, например, кувшина. Попробуйте использовать разные оттенки синего цвета — от лазурно-голубого до густо-синего.

Интересное:
У меня в семье всегда было очень трепетное отношение к рукоделию. Родные шутят, что я родилась со спицами и крючком в руках. Причем вяжу не только красиво, но и очень быстро – большое покрывало крючком на двойную кровать могу сделать буквально за пару дней.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ