Стыдно или совестно?

0
1720
Стыдно или совестно?

У чувства стыда и чувства вины много общего, но есть и ключевое отличие. Для угрызений совести не нужна публика, человек сам себе судья.

А для того чтобы ощутить стыд, нужен неодобрительный взгляд со стороны. Стыд — это кредит, который выплачивает наша совесть.

Моя кузина Эмилия рассказала почти голливудскую историю: «Мой лучший друг — мужчина. Когда кто-то начинает рассуждать на тему «дружбы между мужчиной и женщиной быть не может», я или начинаю спорить, или многозначительно усмехаюсь. Но вот однажды у этого закоренелого холостяка появилась девушка. Замечательная, друг счастлив. А я… Несмотря на жгучее чувство стыда — подружка у него действительно хорошая и ни в чем передо мной не виновата,я не могу избавиться от неприязни по отношению к ней. Ну не нравится она мне! Друг это, конечно, чувствует, расстраивается, пытается выяснить причину. И ему тоже стыдно — за то, что стал уделять мне меньше внимания».

Я попыталась объяснить Эмилии, что причина всему не стыд, а совесть. И дураку ясно, что история напоминает сюжет фильма с Джулией Робертс «Свадьба лучшего друга». Моя двоюродная сестра неровно дышит к своему приятелю, ей совестно, что она врет и себе, и ему. И правильно — признайся, пока не испортила их отношения!

Стыд пугает нас необратимостью. Хочется перемотать жизнь обратно, чтобы избежать того страшного момента, когда все узнали о вашем проступке. Вспомните, как вы, увидев на улице знакомого человека и радостно поздоровавшись с ним, вдруг понимаете, что обознались. Если задуматься, ничего страшного не произошло, но ощущения идиотские. Как будто стоишь голый на оживленной площади.

Стыд порождает жуткое ощущение вселенского одиночества: есть чистые, достойные «они» и ты — наломавший дров, жалкий, никчемный. «Глубокий стыд — это страдание человека, который думает, что не заслужил любви,считает доктор Финн Скэрдеруд. Мы все стремимся к взаимности. Стыд — чувство, вызванное ее недостатком».

Пять лет назад я несчастливо разминулась с главной любовью своей жизни. И вдруг в канун моего дня рождения он объявился. Ночью, с нежным букетом ландышей. Конечно, я кинулась ему на шею, потому что не знала, что делать. Зато знала, что он женат, что у него родился ребенок, что они купили квартиру. Ушел от жены? «Все слишком сложно». Налила кофе, села рядом. «Я тебя люблю»,произнес он и… заплакал. Спустя четверть часа он все еще сидел с полной чашкой кофе, а его глаза были полны слез. Я затосковала и успокоилась. Он был нужен мне как декоративный фарфоровый слоник, которого ставят для красоты на комод,бессмысленное наследство прошлого. Совесть не позволяла ему изменять жене, а передо мной ему было неловко. Больше мы не виделись. Мачо не плачут, иначе — стыдно. Меня это устраивает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ