Парные индейцев майя

0
1446

Далеко от снегов России и Северной Европы, где скифы, викинги и другие народы собирались в своих банях, чтобы согреться, в Центральной Америке тоже «изобрели» сауну. Когда туда пришли конкистадоры, они обнаружили, что паровая баня чрезвычайно популярна у ацтеков в Мексике и майя на полуострове Юкатан. Ацтеки называли свои паровые бани темацкалли и часто пользовались ими для лечения лихорадки, судорог, при ревматических болях, послеродовых осложнениях, укусах ядовитых змей и насекомых. Как и в Старом Свете, паровые бани здесь служили оздоровительным и лечебным целям.

Пользуясь отчетами первых путешественников в Мексику и уцелевшими темацкалли, археологи восстановили планировку древних парных бань Америки. При раскопках обычно находили огороженные постройки со скамьями для купальщиков и стоками для отвода воды. Парная представляла собой небольшое помещение из камня, характерная особенность которого — очаг для огня, врытый в пол или встроенный в одну из стен. Способ нагревания был таким же, как в Старом Свете: разжигали огонь, а воду плескали прямо на угли или каменные плиты, отделявшие очаг от помещения.

В Мексике паровые бани строили еще тольтеки (X— XII вв. н. э.) задолго до развития цивилизации ацтеков. Власть тольтеков распространялась и на Юкатан в южной части Мексики, где их культура слилась с местной культурой народа майя. Возможно, у них тольтеки и научились искусству устройства парных. На Юкатане найдена целая дюжина парных бань племен майя. Только в Педрас-Неграс оказалось восемь таких построек, относящихся к позднему периоду расцвета их цивилизации (600—900 гг. н. э.). В 1780 г. испанский иезуит и историк Франсиско Хавьер Клавихеро собрал наблюдения первых путешественников и подготовил подробное описание мексиканских паровых бань — традиции, которая почти не изменилась более чем за тысячелетний период:

«Темацкалли распространены всюду, где есть поселения индейцев. Когда кто-нибудь идет мыться, он сначала кладет внутри бани циновку, ставит кувшин с водой и кладет пучок лекарственных трав или листьев маиса. Затем разводит в очаге огонь, который поддерживает до тех пор, пока камни, огораживающие очаг, не нагреются докрасна. Купальщик входит туда нагим, обычно в сопровождении кого-нибудь из домочадцев из соображений удобства, особенно если он немощен. Войдя, плотно закрывают вход, оставляя ненадолго открытым лишь верхнее отверстие для выхода дыма, просачивающегося из щелей между камнями; как только дым выйдет, купальщик закрывает и эту отдушину. Затем он поливает водой горячие камни, от которых тотчас же идет густой пар. Пока больной лежит на циновке, кто-нибудь из его домочадцев гонит пар вниз и легонько пошлепывает пациента, в основном по больным местам, пучком лекарственных трав, погружая их время от времени в кувшин с водой. Больной сразу же покрывается обильным потом, выделение которого можно по желанию усилить или уменьшить».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ