Так или иначе, но действовавшие в древнем мире центры прорицаний должны были иметь подлинные знания о событиях, происходящих в отдаленных землях. В многочисленных храмах, разбросанных по всей территории древнего Средиземноморья, жрец или жрица пророчествовали в интересах местного божества. Чаще всего это был оракул Аполлона в Дельфах (Греция). Ответы, которые он «давал» на отдельные вопросы, обычно произносились в стихах и так искусно оплетались словами, что создавалось впечатление, будто оракул всегда прав. Однако в некоторых случаях он давал весьма точную информацию о событиях, незадолго до обращения к оракулу происшедших в отдаленных местах, о чем в обычном порядке не могло быть известно.
Крез, царствовавший в 560—546 гг. до н. э. в Лидии, когда-то могущественном государстве Восточной Турции, больше известен своим мифическим богатством, однако именно он провел первое на уровне государства исследование паранормальных явлений. Согласно греческому историку Геродоту, Крез провел испытание силы Дельфийского оракула. Он послал своих курьеров в Дельфы, наказав, чтобы на сотый день с момента отправления они спросили у оракула, что делает царь Лидии Крез, записали ответ и вернулись домой. В указанный день Крез произвел намеренно бессмысленные, необычные действия — сварил вместе черепаху и ягненка в бронзовом котле. И был ужасно удивлен, когда по возвращении из Дельф его посыльные представили ему следующую запись пророчества:
«В грудь мою запах проник облаченной в доспех черепахи. В медном варимой котле меж кусками бараньего мяса. Медь распростерта над ней и медною ризой покрыта».
Каким образом оракул узнал, что делал в этот день Крез в Лидии, на расстоянии 350 миль? Может быть, жрецы, служившие оракулу, знали какой-то тайный метод быстрого получения информации даже на таком большом расстоянии? Объяснение этого явления предложил историк Роберт Темпл, серьезно занимавшийся изучением оракулов и их методов:
«Я верю, что оракулы получали информацию о таких важных событиях, как исход битвы, с помощью почтовых голубей. Такие новости объявлялись как пророчества иногда в те же дни, когда эти события происходили. Спустя несколько дней или даже недель, когда прибывали люди-посыльные, «новости» уже были известны «пророкам»».
Версия об использовании в храмах почтовых голубей могла бы служить подходящим объяснением исходу эксперимента Креза. Агент Дельфийского оракула мог передать весть о затее царя с помощью птиц. Хорошо натренированный голубь развивает скорость свыше 90 миль в час, а это значит, что он мог долететь от дворца Креза до Дельф приблизительно за 7 часов и, конечно же, успеть сделать это в течение дня, когда производился эксперимент. Для оракула такая игра стоила свеч — Геродот приводит длинный список подарков, которыми Крез осыпал изворотливого пророка, включая драгоценные женские украшения, массивные золотые статуи и 6 тонн золота в слитках.
Объяснение Темпла основывается на косвенных свидетельствах, что естественно, так как жрецы очень бдительно хранили свой секрет. Но его аргументы столь убедительны, что едва ли можно сомневаться в сущности системы «предстоящих новостей», использовавшейся оракулами. Существует масса литературных свидетельств того, что оракулы имели специальные помещения для почтовых голубей или других птиц, которые содействовали приданию ореола божественности лицу, говорившему от имени оракула. Например, в Додоне (Северная Греция) жрецы получали сообщения от бога Зевса, слушая воркование голубей; гильдия жриц, переводивших слова оракула, даже называла себя горными почтовыми голубками.
Геродот приводит анекдот о некоем Аристодике, постоянно получавшем неприятные советы от оракула Аполлона в Милете. В отместку он проник на территорию храма и «стащил всех находящихся там ласточек и других гнездящихся птиц». Когда он сделал это, голос из усыпальницы грозно возвестил, что Аристодик — «самый великий грешник среди людей». Как отмечал Темпл, оракул вряд ли пришел бы в такую ярость, если бы это были просто дикие птицы, гнездившиеся в храме. Гораздо вероятнее, что Аристодик отгадал секрет жрецов и нанес им чувствительный удар, украв «ключ» к системе «предстоящих новостей».
Однако это не значит, что оракулы никогда не давали советов или не высказывались под воздействием подлинного вдохновения. Все же даже те, кто принимает истинность паранормальных явлений, допускают, что они были слишком непредсказуемы. Предположение Темпла о том, что оракулы использовали также другой, явно практический способ получения информации, указывает на него как на единственное объяснение весьма любопытной взаимосвязи птиц с легендами, окружавшими оракулов.
В качестве подтверждения Темпл ссылается на предание, рассказанное Геродотом. Жрицы, трактовавшие слова Зевса в храме Додона, сказали ему следующее:
«Поведали нам, что две черные голубки однажды улетели из египетских Фив, одна — в Ливию, а другая к нам в Додону. Сев на дуб, голубка человеческим голосом приказала воздвигнуть здесь прорицалище Зевса. Додонцы поняли это как волю божества и исполнили ее. Голубка же, прилетевшая в Ливию, как говорят, приказала там основать прорицалище Аммона. И это также — оракул Зевса».
Уже одной этой хитро составленной истории о «говорящих голубках», летающих между египетским центром оракулов в Фивах и храмами в Додоне (Греция) и Сиве (Ливия) вполне достаточно, чтобы выдать их секрет. И естественно, встает более глобальный вопрос, который не учли даже древние историки: находились ли оракулы в Додоне и Сиве долгое время в сообщничестве, поддерживая связь через почтовых голубей? Как и когда они договорились относительно всех этих хитростей — все еще невыяснено.