Египетские мифы

0
1244
Бог солнца Ра

Согласно мифам Древнего Египта, небо представляло собой огромную реку. Бог солнца Ра пла­вал по нему, как по великой реке Нил, в ладье, а вечером у дверей в подземный мир пересаживался с дневной ладьи, называемой Манджет, на ночную — Месктет. Во время ночного пла­вания дорогу Солнцу преграждали двенадцать ужасных змей, охранявших двенадцать ворот (двенадцать ночных часов), а в самом конце Солнце поджидал страшный и свирепый Апоп, мешавший светилу покинуть подземное царство. Но могучее Солнце Ра побеждало змей и выхо­дило на небо, опять трогаясь в путь на дневной ладье. В некоторых вариантах мифа Солнцу угрожают не змеи, а заглатывающий его крокодил.

В Древнем Египте сам фараон почитался живым подобием бога солнца Ра, освящая тем самым существование иерархии в обществе и оправдывая свою власть.

Самое невероятное, что изображения с таким же сюжетом обнаружены еще и вне Египта — в у Европе и Азии. На скалах Кобыстана вырезано около двух десятков ладей. В них длинный ряд пловцов, а на носу солнце с длинными лучами. Ча­сто пловцы изображались с поднятыми руками, как буд­то они приветствуют солнце. На утесах по берегам уральских рек Вишеры и Тагила аналогичные рисунки нанесены охрой. Только тут солнце показано над ладь­ей, наверху. На Тагиле вокруг него извиваются змеи, заставля­ющие вспомнить о битве Ра с Апопом. Еще в начале XIX века было скопировано красочное изображение на скалистом бере­гу реки Смолянки, близ Усть-Ка­меногорска. В центре его овал с перекрестием, утвержден­ный на ладье. Характерен этот сюжет и для петроглифов Юж­ной Швеции. На Верхней Лене в Шишкине на скатах изображена интересная сцена: дракон, похо­жий на крокодила, открыв пасть, хочет проглотить некий диск.

Тема солнечной ладьи, повто­ряющаяся на камнях Азербайджа­на, Урала, Казахстана, превос­ходный пример великой силы идей в истории человечества. Ты­сячи километров, могучие моря, высокие горы, безжизненные пу­стыни, дремучие леса отделяли от Египта обитателей Прикаспия или Сибири, но представление о небе, сложившееся на берегах Нила, дошло даже до далеких се­верных племен.
Благодаря многовековым на­блюдениям жрецов небесных светил, египтяне связали периодич­ность ежегодных разливов веткой реки, наступавших сразу же пос­ле летнего солнцестояния (ныне 21—22 июня), с появлением в лу­чах утренней зари сияющей «звез­ды Нила», то есть с восходом Си­риуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного пери­ода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стаз годом Солнца, Сириуса и Нила.

Потрясающее душу впечатле­ние на древних египтян произво­дило совпадение трех великих явлений природы: наступление лет­него солнцестояния, первое предутреннее появление сияю­щего Сириуса и начало плодоно­сящего разлива многоводного Нила. И начиная с III тысячеле­тия до н. э. эти события нашли иероглифическое выражение на стенах древних египетских хра­мов: «Сотие великая блистает на небе, и Нил выходит из истоков его».

На основании вычислений вос­ходов звезды Сириус древние звездочеты научились предсказы­вать наступление нильских раз­ливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяй­ственный год. Продолжитель­ность его, то есть, по существу, период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем — 365 суток. До­полнительные пять дней солнеч­ного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных ме­сяцев по 30 дней. Они праздно­вались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога Земли Геба и богини Неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, которые тоже почита­лись за богов.

Иллюстрации к этому мифу не­редки в росписях египетских гроб­ниц и святилищ (храмы Карнака, Эдфу, пирамида Рамзеса IV и т. д.).

Интерес к небесному своду, Солнцу и ярким, сияющим звездам непрерывно сочетался с поисками познания смысла человеческой жизни, порядка и законов миро­здании. Небо было недоступно для людей. Вся человеческая жизнеде­ятельность была связана с цикла­ми смены дня и ночи, времен года.

Небесный свод размерял последо­вательность всех событий на Зем­ле. Власть неба была беспредель­на и ярко выделялась на фоне иных чарующих феноменов природы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ