Фрейд Зигмунд (1856—1939). Основатель психоанализа никогда не проявлял непосредственного интереса к экспрессионизму, а экспрессионисты, в отличие от сюрреалистов, никогда по-настоящему не занимались теоретическим изучением системы Фрейда. Подобного изучения не мог заменить тот интерес к психоаналитическим исследованиям, который пытался внушить экспрессионистам Отто Гросс. Видимо, о влиянии психоанализа на экспрессионизм можно говорить постольку, поскольку ранние стадии разработки этого учения пришлись на эпоху радикального обновления искусства в 1910—1925 гг.
В самом деле, «наука о бессознательном» давала иное представление о человеке, чем традиционная психология, которая в основном отвергалась экспрессионистами. Открывший важность бессознательных импульсов, в частности сексуальности, психоанализ мог быть истолкован как бунт против буржуазной морали, столь же сильный, как и движение экспрессионизма. Действительно, даже сегодня Фрейда нередко (без достаточных на то оснований) представляют сторонником тотальной эмансипации в половом вопросе. Новая психология показывает борьбу различных склонностей в человеке, открывает раздвоение личности: эта тема проходит через большинство экспрессионистских фильмов. В работе «Толкование сновидений» (1900) Фрейд придает привычной символике новую трактовку, сравнимую с той, которую предлагает в сходной области экспрессионизм, хотя эта параллель не столь очевидна, как применительно к сюрреализму. Фрейд первым начинает говорить об эдиповом комплексе — конфликте между отцом и сыном, который занимает ключевое место в экспрессионистской драме.
Читайте на pop-top.net новости про самое популярное.