Как Эннио-Квирино Висконти посрамил археологов?

0
1365

Рим, Вечный город. Замок Святого Ангела. Жемчужина римского зодчества II века по РХ. Строился в период с 135 по 139 г.г. двумя императорами – Адрианом и Антонином Пием как усыпальница для императоров. Круглый, диаметром в 64 м тумулус, возвышался над Римом на высокой насыпи. Его высота достигала 20-ти метров и венчалась скульптурной композицией бога Гелиоса, управляющего четверкой лошадей.

С историей замка связано множество преданий, одно из которых определило его название. Считается, что папа Григорий Великий увидел на вершине замка архангела Михаила, который вкладывал в ножны пылающий меч. Сложилось так, что после видения папы в Риме прекратилась эпидемия чумы. С этих пор замок стали называть замком Святого Ангела. Он долгое время служил как усыпальница, фортификация и как тюрьма.

Но вы спросите, какое отношение имеет замок к Эннио Висконти, блестящему переводчику и археологу?

Отношение замка к ученому самое прямое. Оно связано с найденной у стен замка статуей, которая стала предметом немалых споров. Именно Висконти смог доказать кому была высечена статуя, которая заняла одну из ниш музея Пия-Климента в Бельведере.

Речь идет о скульптуре Гермеса (Меркурия) Бельведерского. История начиналась так…

Римский папа Павел III приобретает мраморную статую в 1543 году. Хозяин статуи, живший у стен замка Святого Ангела, запросил за нее 1000 дукатов золотом. Покупка была выгодной, так как известие о статуе быстро облетело всю Европу. Она была настолько популярной, что ее копии заказывали европейские монархи. Среди монархов был и Петр I. Этой статуей восхищались искусствоведы в XVI-XVII веках. Ее называли Антиноем Бельведерским, любимцем императора Адриана, создателя замка святого Ангела.

Может быть так и считали бы дальше, но наука не терпит фальши. Идентификация статуи была под сомнением. За головоломку взялся Эннио Висконти. После нескольких лет кропотливых исследований он доказал, что статуя является копией пропавшей в веках статуи знаменитого греческого скульптора Праксителя. Статуя изображает бога Гермеса, которого римляне называли Меркурием. Она ничего общего с изображением Антиноя не имеет.

Бесспорными доказательствами стали приемы Праксителя, исследованные на других статуях. Статуя Гермеса Бельведерского имеет такие же идеализированные черты лица, складки хламиды Гермеса, переброшенные на плечо расслабленной фигуры. Эти приемы были изюминкой почерка Праксителя, которые повторены копиистом на достаточно высоком профессиональном уровне.

Аргументы Эннио Висконти убедили оппонентов и с 1807 г. стали аксиомой для искусствоведов и археологов. Свои аргументы, основанные на многолетних исследованиях, Висконти изложил в семитомном труде «Пио-Клементинский музей». Так были посрамлены недальновидные археологи, утверждавшие, что статуя Гермеса принадлежит какому-то любимчику императора Адриана.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ