Станция международная, и такими же будут экипажи. В общем-то, это не новость: на «Мире» побывало немало иностранцев, а наши космонавты летали на американских кораблях.
Но это вовсе не значит, что все проблемы международного сотрудничества решены.
Скажем, пару лет назад двух американских астронавтов, которые у нас проходили подготовку к полету, отправили домой из Звездного городка: мужчина оказался на 5 см выше установленного у нас стандарта, женщина — на 3 см ниже. Условия в спускаемом аппарате нашего «Союза» таковы, что если рост и вес космонавта не соответствуют заданным параметрам, то наверняка он получит серьезную травму спины при приземлении.
На Международной космической станции проблем будет куда больше. Ну например: по какому времени — московскому, вашингтонскому или среднеевропейскому — жить международному экипажу? Вроде бы пустяк, но изменение привычного ритма жизни может сказаться на работоспособности и самочувствии космонавтов и астронавтов. Самой сложной и напряженной работа на станции будет в период ее наиболее интенсивного строительства, то есть в 2002-2003 гг. МКС станет постепенно обрастать модулями, оснащаться оборудованием, к ней то и дело будут подходить грузовые корабли со всем необходимым для строительства станции и жизни ее обитателей.
Стыковка грузовых кораблей с громадным комплексом будет иметь некоторые особенности. Так, например, на советских станциях отлажена автоматическая система стыковки «Игла», однако она требует, чтобы оба объекта — и корабль, и станция — ориентировались друг на друга своими стыковочными узлами. Пока станция весила 20 т, это еще было допустимо, но 200!.. Поэтому российские конструкторы для «Мира» создали принципиально новую систему стыковки «Курс», основанную на использовании бортовых ЭВМ. В отличие от «Иглы», она не требует, чтобы «пассивный» объект, то есть станция, совершал маневры. Однако отладить сложную аппаратуру в полной мере не успели, а после развала СССР «Курс» перестали выпускать. Поэтому «шаттлы» к «Миру» пристыковывали вручную, то же самое будет и на МКС. На период монтажа предусматривается особенно большое число выходов космонавтов и астронавтов в открытый космос — из «шаттлов» и из российского сегмента станции. В этих работах, по последним расчетам, примут участие 5—6 экипажей. Работать люди будут, конечно, не вручную, а с помощью различного рода манипуляторов. И вот еще вопрос: как готовить международный экипаж к работе с механизмами, сделанными в разных странах?
Есть две точки зрения на эту проблему: нужно либо научить одного члена экипажа работать со всеми манипуляторами, либо завести правило, согласно которому американцы будут пользоваться только своими механическими «руками», россияне — своими и т.д.
Так или иначе, но работы хватит всем. Кое-кто из специалистов полагает, что выходить космонавтам в открытый космос придется каждый день, а не через 72 часа, как принято сейчас. И чтобы в случае ЧП каждый космонавт или астронавт до мельчайших подробностей знал, что ему делать, экипажи отрабатывают непредвиденные ситуации в центре подготовки на специальных тренажерах, имитирующих отсутствие силы тяжести.