Кандинский Василий Васильевич

0
68

Кандинский Василий Васильевич (Москва, 4(16).12.1866 — Нёйисюр-Сен, 13.12.1944). С 1886 по 1892 г Кандинский изучает в Москве право и политическую экономию, начинает преподавать в университете. Со школьных лет он занимался живописью, позднее, в университете, страстно увлекался искусством. На выставке французских импрессионистов в Москве (1895) он очарован серией картин Моне «Стог сена», потому что при первоначальном рассмотрении предмет здесь оказывается неразличимым. С этого времени его начинает занимать живопись, из которой как бы уходит объективное.

В 1896 г., отказавшись от предложенного ему места в Дерптском университете, Кандинский решает целиком посвятить себя живописи и поселяется в Мюнхене. В последние годы XIX в. этот город стал одним из важнейших центров художественного образования и привлекал главным образом молодежь из Северной и Восточной Европы. Кроме того, Мюнхен был очагом ар нуво. В 1895 г. здесь стали выходить журналы «Югенд» и «Симплициссимус». Такие художники, как Герман Обрист, Анри ван де Вельде, Август Эндель и Адольф Хёльцель, подготавливали почву для расцвета искусства, которое «не должно ничего обозначать, изображать или напоминать». Кандинский познакомился в Мюнхене с концепциями, предвосхищавшими то, к чему он смутно стремился. Он записался в школу Антона Ажбе, где встретил своих соотечественников Явленского и Веревкину. В 1900 г. он стал учеником Франца фон Штука в Академии художеств.

Покинув академию, он преподает в школе группы «Фаланга», которую возглавляет в 1902—1904 гг. Первой его ученицей была Габриеле Мюнтер, ставшая подругой художника: их союз длился до 1916 г. Группа «Фаланга» устраивала выставки; одна из них, посвященная французскому неоимпрессионизму, имела для Кандинского большое значение. Действительно, ар нуво и неоимпрессионизм сыграли в последующие годы важную роль в его поисках.
Кандинский писал пейзажи в ярко выраженном пуантилистском стиле и многофигурные композиции — феерические сцены на темы, навеянные историей или фольклором. Параллельно работал над гравюрами в духе ар нуво. Он много путешествовал, стремясь расширить свой кругозор: в 1903 г. побывал в Венеции, Одессе и Москве; в 1904—1905 гг. провел несколько месяцев в Тунисе, четыре месяца работал в Рапалло; затем прожил год в Севре под Парижем (1906—1907), в следующем году был в Берлине (1907—1908). Путешествия не мешали ему регулярно участвовать в выставках, например в выставке берлинского Сецессиона (1902), Осеннего салона (1904), где он входил в состав жюри; наконец, во второй выставке «Моста», состоявшейся в Дрездене в 1906 г. В 1908 г. он возвращается в Мюнхен. Проводит лето в Мурнау в обществе Явленского, Мюнтер и Веревкиной. Среди различных влияний, испытанных им, наиболее важны уроки, почерпнутые у Матисса, Сезанна, Писсарро. В бесчисленных пейзажах он пытается высвободить первичную силу цвета. Народное искусство Баварии подсказывает ему путь к простоте. На основе стремительно разбросанных пятен и молниеносных штрихов, покрывая поверхность холста красным, синим, желтым и зеленым, резко сталкивая между собой цвета, живописец создает произведения, сохраняющие лишь отдаленную связь с объектом изображения. Он близок к осуществлению синтеза между внешней реальностью и внутренним миром художника. В 1909 г. Кандинский — один из учредителей Нового союза художников Мюнхена, в программе которого такого рода синтез провозглашен главной задачей. В 1910 г. в Одессе происходит встреча Кандинского с Францем Марком и братьями Бурлюками. Он завершает многолетнюю работу над трактатом «О духовном в искусстве».

Оставалось сделать последний решительный шаг. В своей живописи он все еще исходит из мотива, однако методически подчиняет природные формы ритмическим эффектам, отводит им подсобную роль в структурировании целого. Его картины уже не поддаются толкованию в плане соответствия изображаемого объекту, который превращается в нечто излишнее и ненужное.

Лишь Явленский и Марк были готовы разделять его взгляды, что приводит к расколу в рядах Нового союза художников. Кандинский и Марк выходят из ассоциации и организуют в 1911-1912 гг. выставки «Синего всадника». В 1912 г. они публикуют альманах под тем же названием, выступая в качестве редакторов. Тогда же Кандинский издает тракта «О духовном в искусстве», а в 1913 г. – «Взгляд назад» и «Созвучия». Пытаясь выразить ощущения, затерянные в глубинах внутреннего мира, он не мог уйти от природы и использовать «придуманные» формы — он использует лишь те формы, что возникают спонтанно в воображении, так что художнику остается только фиксировать их. Поэтому наряду с абстрактными работами он продолжает писать картины, изображавшие те или иные объекты; но к 1913— 1914 гг. его воображение достигает такой силы концентрации, что последние признаки объекта полностью исчезают из его живописи. Это вершинный этап абстрактного творчества Кандинского. Война заставляет его выехать из Германии и вернуться в Москву. Когда после нескольких лет культурно-политической деятельности в России Кандинский возвращается работать в Германию, согласившись стать преподавателем в Баухаузе (1922), его искусство уже претерпевает изменения, устремляясь к новым задачам. Приход к власти нацистов вынуждает его в 1933 г. уехать во Францию, где он остается до конца жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ